Марионетки халтурят
Фото: Павел Конев

Фото: Павел Конев

Барнаульские кукловоды вынуждены подрабатывать на стороне, пока решается судьба краевого театра «Сказка»

Здание алтайского краевого театра кукол «Сказка» на улице Пушкина в Барнауле в 2013 году было признано аварийным. Театр из исторического центра города временно переехал в ДК «Моторостроителей» на промышленную окраину. По признанию администрации театра, вынужденный переезд спровоцировал кризис в так называемом «официальном» кукольном искусстве на Алтае. Актеры государственного театра вынуждены работать на себя, зачастую неофициально, образуя частные разъездные труппы.

– В театре это называется халтура. А халтурят там почти все артисты, — рассказывает РП бывшая кукловод государственного театра Анна (Имя изменено по просьбе героини. — Примеч. РП.)

Анна успела и сама во время работы в «Сказке» «похалтурить». Теперь, после ухода со службы, она вместе с другими актерами-кукловодами пытается наладить работу собственного театра «Петрушка», гастролирующего по Барнаулу и Алтайскому краю. Помимо нее, в группе работают еще два актера и водитель. Они все вместе создают и монтируют декорации, подбирают реквизит, изготавливают кукол, включают музыку и свет во время представления.

– Больше четверых работать невыгодно, меньше — некачественно получится, — объясняет Анна.

Таких разъездных кукольных театров в городе порядка 30. Кукловоды считают, что всему «виной» — Алтайская академия культуры и искусств, выпускающая избыточное для региона число актеров и режиссеров. Многие из них пытаются найти себя в частных театральных труппах, в том числе в жанрах кукольного театра. Однако, по мнению главных заказчиков кукольного театра — заведующих детскими садами, из 30 трупп к детям можно допустить не больше 10.

– Кукольников-профессионалов не готовят в АлтГАКИ. Их в Барнауле учат только в «Сказке». По сути, конкурируют между собой на этом рынке только актеры гостеатра, бывшие и нынешние. Остальные труппы сильно уступают в качестве представления. Они не понимают, что наш бизнес — не только деньги. Здесь нельзя работать без педагогических начал в спектакле. Зритель это прекрасно понимает. Малыши идут на представление с родителями, а значит, мы показываем его и детям и взрослым. Ведь в конечном итоге родители решают, вести к тебе ребенка еще раз или нет, — продолжает Анна.

Есть и самоучки, например, как Артем Новиков. Он приехал в Барнаул из небольшого казахстанского городка Семипалатинск. У него нет специализированного образования. В отличие от большинства кукольников, администраторы с ним не работают. Он договаривается о представлениях сам. Сам делает кукол, ищет актеров и ставит спектакли. Профессиональные актеры его деятельность театром называть отказываются, предлагая другой термин — «художественная самодеятельность».

Так или иначе, львиная доля кукольных театров крепко связана со «Сказкой». Действующие актеры пользуются материальной базой театра для собственного заработка. Они берут списанных, либо не занятых в постановках гостеатра кукол. Бывшие работники «Сказки» также стремятся сохранить связь с театром, его администраторами, у которых на рынке театральных услуг в городе «все схвачено», его производственным цехом — в городе мастеров по изготовлению кукол можно пересчитать по пальцам одной руки.

Директор «Сказки» Галина Шнайдер рассказала РП, что знает про подработки своих актеров. Впрочем, факты использования театральных кукол в частных постановках своих сотрудников она отрицает.

– Мы разрешаем подрабатывать, но условие одно — чтобы это не сказывалось на основной работе. Есть театральная этика: не использовать реквизит и материальную базу театра, нельзя, чтобы перекликались названия постановок и так далее. Мы все эти вопросы проговаривали на собрании коллектива. Пока неприятных инцидентов не было. Но если кто-то нарушит наши условия, то последствия будут самые серьезные, — заверила руководитель краевого кукольного театра.

Галина Шнайдер уверяет, что халтура актеров — явление временное, антикризисное. Под кризисом директор «Сказки» подразумевает вынужденный переезд из аварийного здания в историческом центре в городское ДК на окраине промышленной зоны.

– Стало сложно, меньше доходов. Людям нужно как-то выживать в этот непростой период. Поэтому все дополнительные действия актеров — своего рода антикризисная мера. После того, как у нас появится новое здание, необходимость в ней отпадет. Будет новая прекрасная база, будут новые интересные постановки, работы и денег хватит всем. Значит и необходимость в таких подработках отпадет сама собой, — считает Галина Шнайдер.

Однако актеры говорят о том, что проблема не только в переезде театра.

– У актеров краевого кукольного театра самая низкая зарплата в городе. В среднем платят по 12-13 тыс. рублей в месяц. В бюджете на текущий год расходы на культуру еще сократились. В других регионах находят выход. За Уралом кукольники получают по 25 тысяч. Они не понимают, на что мы тут вообще живем, — говорит актер-кукловод Илья.

Официальные лица предпочитают не обращать на все это внимания. Опрошенные РП администраторы гостеатра сделали вид, что не имеют ни малейшего представления о частных труппах и никогда с ними не сотрудничали.

Практически все частные театры никак не зарегистрированы. Экономика большинства из них такова, что приобретение официального статуса юрлица сопряжено с большими финансовыми рисками. А доход у артистов в этом бизнесе небольшой.

– Цена билета в кукольный театр «Сказка» варьируется от 150 до 250 рублей. У нас дешевле. Приглашать гастролеров выгоднее и самим руководителям детсадов — не нужно нанимать автобус, везти детей в театр. Мы и другие частные театры берем 100-120 рублей, если далеко ехать — 150 рублей, — объясняет экономику частных кукольников еще один экс-сотрудник гостеатра Алена. — Из этих 100-150 рублей 20% забирает администратор и 20% — заведующая детсадом. Раньше руководители образовательных заведений брали по 10%. Аппетиты выросли. Оставшиеся 60 рублей мы делим поровну на четверых — трое актеров и водитель, он же монтировщик, реквизитор и так далее. Словом все получают с билета рублей по 15-20.

Аудитория каждого такого спектакля, как правило, составляет 70-80 детей. Актерам удается выручить с представления по 1000-1500 рублей. Деньги неплохие, но нерегулярные.

– Здесь есть и свой мертвый сезон — каникулы и время новогоднего «чеса», когда театр нужен всем. Кроме того, у нас получился не «чистый» доход, поскольку из этой суммы нужно оплатить дорогу, нужно обновлять реквизит, готовить новые спектакли. Если сюда добавить налоги — это будет смерти подобно, — заключает Алена.

В начале февраля пресс-служба краевой администрации сообщила, что в 2016 году будет начато строительство нового здания для театра кукол «Сказка», которое разместится по прежнему адресу на улице Пушкина, 41. В планах властей — снос старого здания и существенное увеличение площади застройки.

«Опухоли — это живой мир» Далее в рубрике «Опухоли — это живой мир»Главный онколог Алтайского края — о том, что победить рак проще, выявив его на ранней стадии Читайте в рубрике «Общество» Владимир Путин. «Кто со мной? С кем идти?»Выборы-2018, в которых изъявил желание принять участие действующий глава государства, будут, де-факто, «безальтернативными» Владимир Путин.  «Кто со мной? С кем идти?»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»