Агенты кота Леопольда
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

Фото: Денис Кожевников/ТАСС

В алтайском лицее школьники из службы примирения спасают детей от травли, разрешают конфликты и учат малышей дружить

Сегодня в барнаульских школах создаются службы медиации. Они помогают ученикам разрешить конфликты: попросить прощения, понять другого, принять извинения и жить дружно. Первым создал подразделение конфликтологов барнаульский лицей № 3. Заместитель директора по воспитательной работе Нинель Пидоренко рассказала «Русской планете» истории детских конфликтов и способы их разрешения.

– Нинель Викторовна, что представляет собой школьная служба примирения?

– Школьная служба примирения — это альтернатива традиционным, административным методам разрешения конфликтных ситуаций. Например, вызову родителей, исключению из школы, обращению в комиссию по делам несовершеннолетних, постановке на учет в полицию и так далее.

Иногда наказания не избежать, но во многих случаях проблему решают переговоры. Посредниками в разрешении спора выступают медиаторы школьной службы примирения. Как правило, это сами школьники. Они помогают ребятам разобраться в причинах конфликта, дают им возможность выговориться, посмотреть на ситуацию со стороны соперника.

У нас был такой случай. Две девочки поссорились из-за мальчика. Произошла потасовка с взаимными оскорблениями. Когда стали разбираться, оказалось, что мальчик им обоим в принципе не особо-то и нужен. Взаимная неприязнь между ними существует давно, а парень всего лишь стал очередным поводом для конфликта. Посадили их за стол переговоров, договорились, раз уж не получается дружить, можно занять нейтральную позицию по отношению друг к другу. Позже, обеих девушек пригласили поучаствовать в одном из школьных проектов. Совместная деятельность заставила их забыть о разногласиях и обидах. Нельзя сказать, что они стали близкими подругами, но, по крайней мере, научились мирно существовать в одном коллективе.

– Какая школьная возрастная группа наиболее конфликтна?

– Раньше я думала, что больше всего проблем будет в подростковой среде, в 6–7 классах. Практика показала, что самая конфликтная — начальная школа.

Еще несколько лет назад конфликты в начальных классах были скорее озорством: дернул за косичку, спрятал портфель, уколол ручкой, то сегодня все более серьезно. Совсем недавно мы разбирали ситуацию, когда в первом классе девочка побила свою одноклассницу. Ее мама требовала исключить девочку из школы, грозилась написать заявление в полицию. Стали разбираться, выяснилось, что обе девочки были «хороши». Одна задирала другую, та не вытерпела и дала жесткий отпор.

– Может быть, младшеклассники еще не умеют дружить?

– Их этому никто и не учит. Родителям некогда, учителям тоже. В нашем лицее эту заботу мы возложили на членов службы примирения. Они проводят классные часы, рассказывают о том, что такое дружба, учат договариваться, искать компромиссы. Проблема, на мой взгляд, еще и в том, что современным детям зачастую не хватает внимания. Если у них не клеятся отношения со сверстниками, их обижают, дразнят — они не знают к кому и как обратиться за помощью. Поэтому решают свои проблемы кулаками и ответными оскорблениями, или вовсе замыкаются в себе.

Каждый день на протяжении полугода одна ученица после уроков приходила ко мне в кабинет и рыдала. Я давала ей время успокоиться, а потом расспрашивала. Что случилось? Кто обидел? И она начинала: «Я не красивая», «Меня никто не любит», «Со мной не хотят дружить». Стала осторожно выяснять, какая обстановка в семье, оказалась, что между дочерью и мамой практически нет контакта. Все общение сводится к проверке домашнего задания и дежурным вопросам. С мамой провели беседу, указали на проблемы. Насколько я знаю, она поменяла работу, подстроила свой график под дочку. Они стали больше времени проводить вместе, общаться и ребенок поменялся. Сейчас девочка вполне уверенная в себе, занимается танцами, участвует в школьной жизни, у нее появились друзья.

– То есть корни конфликтов нужно искать в семье?

– Детям не хватает любви, отсюда и многие проблемы. В прошлом году среди пятиклассников мы провели анкетирование. Один из вопросов звучал так: «Часто ли родители говорят вам, что они вас любят?» Честно сказать, я была потрясена результатами. Положительно ответило всего несколько человек! Потом дали задание: прийти домой и сказать — «Мамочка, я тебя очень люблю», — и рассказать нам о ее реакции. Кто-то никак не отреагировал на слова ребенка, кто-то удивился и сказал: «Что за новость?» И лишь одна мама ответила: «Я тоже тебя очень сильно люблю». Как вы думаете, о каком взаимопонимании, уважении, терпимости может идти речь, если дети любви не видят дома?

– Но если кто-то обидит их ребенка, родители готовы разнести школу в щепки?

– Есть категория родителей, которые, не разобравшись в ситуации, устраивают скандалы, пишут жалобы, тем самым только усугубляя ситуацию. Дети сегодня поругались, а то и подрались, а завтра — лучшие друзья. Обиды давно забыты, а родители продолжают нагнетать ситуацию.

Пример — два мальчишки гуляли во дворе. Один замахнулся палкой на другого, а тот облил обидчика водой. Мама мальчика, которого облили, написала заявление в комиссию по делам несовершеннолетних и парня поставили на профилактический учет.

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Мальчишка, конечно, сложный, задиристый, но и к нему, как оказалось, можно найти подход. Спрашиваем: «Почему ты так себя ведешь?» А он отвечает: «Пусть не лезут». Ребята из службы примирения взяли парня под свой патронат. Привлекают его к общественной работе, доверяют небольшие поручения. Такая дружба со старшеклассниками повысила статус ребенка среди одноклассников, он стал меняться, учится дружить.

– Чем для ребенка чревата постановка на учет?

– Это малоприятная ситуация не только для ребенка, но и для его родителей. Семья автоматчики берется на заметку в ПДН, на протяжении полугода с ней ведется профилактическая работа, а ребенок находится под пристальным контролем. В любом случае, это темное пятно в биографии, которое может негативно отразиться на будущем. Поэтому с помощью службы примирения стараемся разобраться в конфликтах внутри школы, не привлекая без особой необходимости социальные службы и правоохранительные органы. Хотелось бы, чтобы и родители шли к нам на встречу.

– Наверное, в любом детском коллективе есть дети, которые становятся объектом для насмешек и унижений. Им сможет помочь служба медиации?

– Наша служба — это служба неравнодушия. Если ребята видят, что ребенка обижают, что ему некомфортно в коллективе, они подключаются и разбираются в ситуации.

В 2015 году в одном из классов произошла потасовка между мальчиком и девчонками, после чего парень объявил, что в школу больше не пойдет. Стали разбираться и оказалось, что мальчишку третирует весь класс. И если парни над ним просто подшучивали, то девчонки устроили настоящую травлю. Вместе с классным руководителем провели не один классный час, разбирая эту ситуацию. Давили авторитетом, стыдили, призывали к совести. Далее подключились наши медиаторы. Такая совместная работа дала результат. Сегодня парень продолжает учиться, он комфортно чувствует себя в классе, насмешки и травля прекратились. Кстати, он охотно включился в работу школьной службы примирения.

– Нинель Викторовна, как происходит отбор медиаторов? Или им может стать каждый желающий?

– В принципе, медиатором может стать каждый, но нужно понимать, что для этого необходимы определенные личностные качества. Эти ребята — лидеры, которые пользуются уважением среди школьников, обладают авторитетом.  Также необходим определенный багаж специальных навыков и знаний. Наши медиаторы прошли обучение и продолжают учиться в процессе работы: посещают семинары, тренинги, много читают. А вот в плане участия служба примирения открыта для всех, кому это интересно. Здесь каждый может найти себе дело, по душе и по способностям.

– На ваш взгляд служба примирения дала положительные результаты? Количество конфликтов сократилось?

– За последние полгода в нашем лицее не было ни одного серьезного конфликта. Те, что назревали, благодаря своевременному реагированию были разрешены в самом начале. Думаю, сокращение конфликтов — это результат комплексной работы. Мы стараемся, чтобы наши дети были по максимуму вовлечены в общешкольную деятельность, особенно ребята из группы риска. У нас есть волонтерское движение, школа жизнестойкости, кукольный театр, спортивные секции и многое другое. Современные дети несколько инфантильны, их достаточно сложно чем-либо заинтересовать, но к каждому ребенку можно найти подход, главное, чтобы в этом были заинтересованы взрослые. 

Налоги-2016: взыскание по-новому Далее в рубрике Налоги-2016: взыскание по-новомуК личному кабинету налогоплательщика подключились более 300 тыс. жителей Алтайского края             Читайте в рубрике «Общество» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»