«Природе нужны свои люди»
Серый сорокопут. Фото: ТАСС

Серый сорокопут. Фото: ТАСС

Как школьники из сельских территорий Алтая охраняют редкие виды растений, животных и птиц

Деревенские школьники в Алтайском крае уже девять лет всерьез занимаются изучением и охраной дикой природы: находят редкие виды растений и животных, добиваются для подшефных территорий статуса памятников природы, пишут научные статьи в районные газеты. Эту работу в крае курирует кандидат биологических наук Людмила Нехорошева. Она рассказала «Русской планете» о проекте «Усынови заказник», его достижениях и планах.

– Людмила, как устроен ваш проект? Чем вы занимаетесь?

– В крае по нашему проекту работает больше 20 групп, в основном, при школах. У каждой группы есть своя подшефная территория: это либо заказник, либо территория, имеющая биологическую ценность. Мы оказываем, в основном, методическую помощь. Инициативных граждан, учителей, в частности, у нас достаточно много, и я бы сказала, в последнее время активность в обществе даже возрастает. Но чаще всего человек хочет сделать что-то полезное для природы, но не знает, как. Какие примеры он видит? Так называемые акции по уборке мусора, посадки леса? Но сегодня ребята убирают в лесу, а завтра приходят и видят, что гора мусора на этом месте еще больше. Это не воспитание. Считаю, что это антивоспитание. «Почему я должен убирать за взрослыми?» — думает ребенок, и, в общем-то, он прав. Эту проблему нужно решать совершенно другим путем, и вряд ли тут помогут дети. Нужно работать с соответствующими службами ЖКХ, например, которые за это отвечают.
То же самое и с лесом. Лес, в принципе, посадить нельзя. Лес — это самодостаточная экосистема, у которой много взаимосвязей. Лес посадить нельзя, но можно точечно подсаживать редкие породы, тот же кедр.

У двух наших групп есть пришкольные питомники. Одна группа, из Залесовской школы № 2, выращивает саженцы кедра, и высаживает их в Залесовском заказнике. Еще в одном школьном лесничестве «Березка», в Колывани Курьинского района, ребята выращивают сосну, лиственницу, и даже рябина у них есть. Дети сами собирают семена, если нужно, как в случае с кедром, стратифицируют их, повергают заморозке — потому что зернышко под снегом зимой лежит, только потом прорастает. То есть, проводят всю работу, от сбора семян до высаживания саженца в дикую природу.

В этом году интерес к созданию пришкольного питомника выразила группа из Троицкого района, поселок Гордеевский. Ребята хотят выращивать разные лесные культуры, чтобы раздавать односельчанам, озеленять поселок. Им интересно.

Весной и осенью ребята колотят всевозможные птичьи домики, синичники, гоголяники, всякие платформы для хищных птиц, в основном, для дуплогнездников. В лесу сейчас сложно найти крупные деревья, а старые, с дуплами, вообще невозможно. Поэтому такие домики быстро заселяются птицами.

Работают с егерями заказников, готовят всевозможные солонцы, кормушки для копытных животных, заготавливают шляпки подсолнечников, вяжут веники и так далее. Смотрят, что на их подшефной территории растет и живет редкого, из Красной книги.

Зимой работа не прекращается, но конечно, и выходы короче, и информация более скудная: в основном наблюдают за следами крупных животных.

Еще они пишут статьи в районные газеты, рассказывают о ценности территории, которая находится рядом. К сожалению, не все издания берут эти материалы, но большинство все-таки их публикует. Весь район читает эти статьи и понимает, что происходит.

Людмила Нехорошева. Фото: Из личного архива

Людмила Нехорошева. Фото: Из личного архива

– Людмила, почему проект «Усынови заказник» работает только в сельских районах края?

Мы нацелены на сохранение дикой природы. С городскими детьми попытки были, но физически не получалось, потому что вывезти их куда-то — это столько бюрократических проволочек надо преодолеть! А в селах, когда в школе есть заинтересованный учитель — было бы желание. Но такой человек есть не всегда. Я думаю, это связано и с кризисом в системе образования. У нас в проекте абсолютно разношерстный набор учителей, и мужчины, и женщины, есть очень сильные молодые педагоги, но большинство уже в возрасте, они уходят на пенсию, а на смену им никто не приходит. Честно говоря, я преклоняюсь перед этими сельскими учителями.

– Есть у вашего проекта достижения, которыми вы гордитесь?

– Самое-самое мое любимое достижение — создание памятника природы краевого значения. Школьная группа в селе Ая в Алтайском районе очень долго изучала популяцию Венериного башмачка — это цветок, многолетнее растение. Их школьная организация называется БЭД, Борцы Экологического Движения, учитель биологии у них Вера Дмитриевна Шегурова. Ребята нашли там все четыре вида Венериного башмачка, занесенного в Красную книгу. Конечно, мы помогали им в этой работе, отправляли туда специалистов, наших коллег из университета, помогали подготовить обоснование памятника природы и в итоге год назад он был создан.
– А что дает территории этот статус?
– Во-первых, в этом месте пасется скот, во-вторых, оно недалеко от скалы Чертов Палец, то есть там туристы и на квадрациклах ездят, и мусорят. Угрозы для популяции существовали серьезные. А у памятника природы существует определенный режим охраны, который должен соблюдаться.

Сейчас у нас еще несколько групп ведут аналогичную работу, но по созданию памятника природы уже не краевого уровня, а муниципального. Ну, например, есть у нас группа в Егорьевском районе, в селе Малая Шелковка. Там вся работа держится на учителе биологии Татьяне Васильевне Кокошкиной. Уже, по-моему, лет пять они со школьниками ведут исследовательскую работу — недалеко от села у них есть такое место, Трунов луг, где они обнаружили достаточно редких видов растений. Там и тюльпан поникающий, и рябчик малый, и солодка уральская… Ребята смотрят за этими популяциями, и их работу активно поддерживает администрация сельского совета. Практически в первый же год, когда дети обнаружили растения, глава сельсовета ограничил выпас на этом месте. Сейчас ребята уже вышли на заключительный этап, мы свели их с отделом по созданию особо охраняемых природных территорий краевой администрации.

Есть у нас группа в селе Сороса Алтайского района, которая установила шефство над логом Арбанак и нашла там вид животного, который ранее не проживал в Алтайском крае. Ребята поставили синичник, а когда пришли его проверять, обнаружили там какого-то странного малюсенького зверька. Оказалось, что это белка-летяга, которая у нас не водится, она пришла с Урала, возможно. Ребята уже второй год наблюдают за животным, и в этом году они заметили, что белочка размножается.

– Считается, что детей сейчас интересуют только разные гаджеты, а вы победителям своих конкурсов дарите книги.

– Мы не дарим им никаких флэшек, планшетов, телефонов — мы им дарим справочники, определители, книги, которые они нигде не смогут достать; и — бинокли, навигаторы, цифровые фотоаппараты… Мы дарим им то, что помогает в работе. Одно дело, когда они звонят в ажиотаже: мы увидели новое растение, оно такое! А другое, когда они смогли сфотографировать и прислать фотографию, зафиксировать на навигаторе точку, и я могу направить туда специалиста, который не будет рыскать по окрестностям, а приедет, посмотрит и скажет — да, это оно. И дети рады, и результаты работы улучшаются.

– Где вы берете деньги на свою работу?

– Финансируемся мы отовсюду, откуда сможем: у нас был грант РГО, был президентский грант, но в последнее время с финансированием трудности. Мы два года подряд не имеем возможности провести летнюю школу, собрать всех ребят вместе, а они скучают, потому что на этих слетах они становятся друзьями, потом общаются… В общем, мы решили открыть группу в социальной сети. Выбрали «ВКонтакте», потому что все ребятишки сидят там. Получилось очень здорово. И дети, и учителя постоянно выкладывают туда материалы, комментируют фотографии, соревнуются; специалисты тут же оставляют свои замечания и рекомендации. И благодаря этой группе в этом году было сделано много открытий: например, одна из групп открыла новый для Алтайского края вид птиц, белую лазоревку. Эта птица у нас в крае не живет, это случайный залет, но это интересно, никто из орнитологов об этом не знал.

Отряд "Караван" в поисках интересных видов животных и птиц. Фото: vk.com/usynovi_zakaznik

Отряд «Караван» в поисках интересных видов животных и птиц. Фото: vk.com/usynovi_zakaznik

– Есть в вашем проекте звездочки, дети, которые станут будущим российской природоохраны?

– Звездочки есть всегда. Сейчас у нас три таких ребенка, и они все увлеклись орнитологией. Это Никита Зайцев из Егорьевского района, Яна Плешкова из Алтайского района и Даша Панькова из Тюменцевского. Даша зимой наблюдала белокрылого клеста — этих клестов в последний раз видели, кажется, в 50-х годах… Они крайне редко к нам залетают. А Никита настолько увлекся птицами, что когда к ним приезжали орнитологи из Бийска, он помогал им кольцевать птенцов хищных птиц. Орнитологи так прониклись доверием к Никите, что даже оставили ему несколько колец, потому что в одном из гнезд птенцы еще не вылупились. Никита далеко не отличник и не хорошист, но у него такой интерес к орнитологии…. И он понимает — чтобы заниматься наукой, нужно поступить в университет, сдавать экзамены, значит, нужно учиться — это здорово, я думаю.

– А какая мотивация у вас? Что заставляет заниматься этим уже шесть лет?

– Мне бы хотелось, чтобы у нас в крае было больше сохранившихся уголков дикой природы. Еще меня радует, что дети находят себя, что расширяется их кругозор, что они могут общаться с разными людьми.

Мы работаем с сельскими ребятами, и я думаю, все понимают ситуацию в селах. Ребенок и своим родителям не всегда нужен — они вынуждены трудиться день и ночь, чтобы хоть как-то заработать и отправить дочь или сына учиться в город.

Ну, и профориентация, конечно: мы заинтересованы в людях, которые придут нам на смену.

Но и у природы везде должны быть свои люди, поэтому, когда ребята вырастают и выбирают не биологический и географический факультеты, я все равно радуюсь. Потому что дети, которые участвовали в нашем проекте, станут юристами или экономистами, но все равно будут делать все возможное для охраны природы. Это очень важно.

Бромосеребряный винтаж Далее в рубрике Бромосеребряный винтажКак фото мальчика из алтайского колхоза попало на известный аукцион Читайте в рубрике «Общество» Владимир Путин. «Кто со мной? С кем идти?»Выборы-2018, в которых изъявил желание принять участие действующий глава государства, будут, де-факто, «безальтернативными» Владимир Путин.  «Кто со мной? С кем идти?»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»