Очень большая деревня
Барнаул. Фото: Фото ИТАР-ТАСС/ Олег Богданов.

Барнаул. Фото: Фото ИТАР-ТАСС/ Олег Богданов.

Что будет представлять собой агломерация в Барнауле

Программа создания Барнаульской агломерации будет воплощаться в жизнь не один месяц и даже не один год. Такое заявление сделал председатель Алтайского краевого Законодательного собрания Иван Лоор. По словам спикера краевого парламента, речь идет не о юридическом объединении территорий, но об улучшении экономических связей и общей инфраструктуре. «Мы должны отрабатывать экономические инструменты развития соседних территорий» — отметил Лоор.

Проект Барнаульской агломерации предполагает объединение Барнаула, города-спутника краевой столицы Новоалтайска и Первомайского района.

– Созданием таких инструментов озабочены сегодня не только в Алтайском крае и России, но во всем мире, — рассказал «Русской планете» доцент кафедры экономической географии и картографии, кандидат географических наук Александр Кротов. — Агломерация — это многоуровневая динамическая система, в состав которой входит ряд населенных пунктов, связанных между собой экономическими, транспортными и культурными связями. Сейчас это мировой тренд.

Решение о создании Барнаульской агломерации было принято 14 октября 2009 года, когда соглашение о ее создании подписали главы Барнаула, Новоалтайска и Первомайского района. На сегодняшний день эта агломерация является единственной схемой в России, прошедшей в установленном порядке процедуру согласования в Минэкономразвития РФ. 

Варианты агломераций в США, Европе и России могут быть разными. В Соединенных Штатах центральный город в таком объединении может быть в несколько раз меньше, чем сама агломерация. Например, агломерация Сан-Франциско насчитывает до 7,5 млн жителей, в то время как в самом городе проживает, по разным оценкам, от 800 тыс. до 1 млн человек. В российском варианте ключевой город всегда значительно крупнее, нежели «прикрепляемые» территории. Московская агломерация насчитывает 16–17 млн человек, причем в самой Москве, согласно имеющимся данным, проживает более 12 млн человек. В соседней Новосибирской агломерации проживает немногим менее 2 млн человек, из них более 1,5 млн — в Новосибирске. Барнаульская агломерация насчитывает около 820 тыс. населения, из них почти 700 тыс. проживает в Барнауле.

– Такая разница объясняется тем, что США покрыты сетью качественных автомобильных дорог, которые делают связи между территориями более интенсивными, — объясняет Александр Кротов. — Кроме того, там люди более склонны перемещаться на большие расстояния, нежели у нас. И, кроме того, одним из сегодняшних элементов «американской мечты» является жизнь в собственном загородном доме и работа в большом городе. У нас в России качество жизни за пределами города сильно уступает той, что существует в городской черте.

В Алтайском крае с прицелом на развитие агломерации на правом берегу Оби начнется возведение микрорайона «Демидов Парк», состоящего из 15 многоэтажных домов на более чем 5 тысяч квартир, детскими садами и школой.  Еще раньше власти столицы региона объявили о строительстве на правом берегу Оби конгрессно-выставочного центра.

– Развитие агломераций становится популярным в России ввиду конкуренции за федеральные средства, — поясняет Александр Кротов. — Чем больше населения проживает на территории агломерации — тем на больший объем транша она может рассчитывать. Особые бонусы, как известно, получают территории, где проживает 1 млн и более человек. Однако сегодня, при всех усилиях по наращиванию численности населения, Барнаульская агломерация до миллиона все равно не дотягивает. В случае продолжения нынешнего инерционного сценария численность населения Барнаула будет еще лет пять–десять расти, затем в течение десяти лет будет стабилизация, а потом вполне вероятен спад численности населения.

Возможно, по этой причине московский институт «Гипрогор», занимавшийся разработкой схемы территориального планирования агломерации, предложил включить в ее состав части Калманского, Павловского и Тальменского районов.

В пресс-службе института корреспонденту «Русской планеты» заявили, что постарались «учесть специфику региона и составить пакет рекомендаций таким образом, чтобы учесть перспективы именно сельских территорий и дать им возможность развития за счет проекта агломерации».

Правда, Александр Кротов не уверен, что это принесет нужный результат.

– Тенденция к тому, что Барнаул прирастает населением за счет сельской части региона, в том числе и прилегающей к нему, остается устойчивой, — замечает он. — Чтобы попытаться закрепить людей, живущих в Первомайском районе, прежде всего молодежь, на месте проживания, нужны либо новые скоростные автотрассы, либо скоростные электрички, как это делают в Европе или Америке. Но у нас таких проектов пока нет. Запуск троллейбуса между Барнаулом и Новоалтайском вряд ли сможет радикально повлиять на ситуацию. Ведь у нас даже количество пригородных электричек недавно было сокращено! А про новые дороги даже говорить не приходится. Уже на въезде в Барнаул можно наблюдать автомобильные пробки, и не исключено, что скоро будет забиваться и вся пригородная дорога. К тому же существующие инфраструктурные и социальные проекты пока больше нацелены на Барнаул. Для ориентации на сельские территории нужно там строить больницы, школы, детские сады. Но мало их построить — надо еще и найти для них учителей, врачей, воспитателей. А для этого нужно изменить тенденцию, когда из сел уезжают на работу или местожительство в Барнаул ввиду большей оплаты труда. Следует принять комплекс мер, который пока в имеющихся планах не просматривается, как нет в них строительства крупных промышленных предприятий, образовательных, культурных учреждений на селе. Вот и получается, что новые поселки, которые будут строиться в рамках агломерации, будут заселять состоятельные граждане, приезжающие в свои барнаульские офисы, количество которых у нас невелико. Да и то — спустя несколько лет и они утратят интерес к проживанию за городом, поскольку нагрузка на дороги вырастет, езда до Барнаула будет занимать все больше времени. И они тоже вынуждены будут пересмотреть вопрос о месте постоянного проживания, перебравшись в краевой центр.

Впрочем, барнаульские чиновники смотрят на перспективы агломерации несколько иначе.

– Прилегающая к столице края территория, в случае успешной работы над агломерацией, изменится к лучшему, — сказал в беседе с корреспондентом «Русской планеты» главный архитектор Барнаула Сергей Боженко. — Дело в том, что в процессе работы над проектом мы поняли, что такое настоящий градостроительный подход к делу, у нас появился новый взгляд на проблемы территории. И мы пришли к мысли о корректировке проекта. Если раньше мы были уверены, что Барнаул должен разрастаться в сторону Новоалтайска и Первомайского района, то на новом витке понимания для нас важно, чтобы они двигались навстречу краевому центру. И здесь мы видим гигантский дополнительный ресурс в социально-экономическом развитии агломерации. Появятся новые проекты в строительстве жилья, объектов экономики, социальной, культурной сферы. И это позволит нам решить задачу привлечения инвесторов — как российских, так и зарубежных.

Бедности порог Далее в рубрике Бедности порогКорреспондент РП узнавал, почему уровень жизни населения Алтайского края — один из самых низких в России Читайте в рубрике «Общество» Сдали своегоРоссия депортировала одессита, спасшегося из Дома профсоюзов. Теперь ему грозит тюрьма Сдали своего

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»