Как тетя Валя полюбила Гоголя
Фото: Лариса Хомайко / «Русская планета»

Фото: Лариса Хомайко / «Русская планета»

Жители алтайских деревень ставят «Женитьбу», пьесы Чехова и новую драму

В Алтайском крае прошел фестиваль народных театров «Театральный разъезд». Самодеятельные артисты из 10 городов и деревень региона привезли в Первомайский район спектакли, в основном — классику. Михайловский народный театр показал «Бешеные деньги» Островского, народный театр из Рубцовска поставил «Наш вишневый сад» по мотивам пьесы Чехова, «Канитель», театр Первомайского района — «Праздники детства» по рассказам Шукшина, народный театр из Ребрихи замахнулся на «Двенадцатую ночь» Вильяма Шекспира. Народный театр-студия «Маскарад» из Новоалтайска представил авторскую работу «Путешествие» в жанре пантомимы.

– Это же так надо любить театр! Они бросают семьи, огороды, дела, едут через весь край — а вы знаете, какие у нас тут огромные расстояния! Живут три дня в детском лагере. Но вы бы видели их лица! — восхищается организатор фестиваля, заместитель директора краевого Дома народного творчества Наталья Рябцева.

Все спектакли играли при полных залах. Публику составляли жители окрестных деревень.

– Представьте, какой это был праздник для Бобровки и Санникова! — говорит Наталья Рябцева.

В Первомайском районе состоялся финал фестиваля. На первом этапе жюри, в которое вошли заведующая кафедрой театральной режиссуры и актерского мастерства Алтайской академии культуры Елена Шангина, актриса Молодежного театра Любовь Хотиева и режиссер Василий Романов, смотрело видеозаписи спектаклей и отбирало лучшие. Сейчас в крае 55 взрослых театральных коллективов, и видео прислали почти все.

– Народные театры были развиты у нас в советское время, потом как-то прижухли. Я рада, что сейчас они начали возрождаться, — сказала «Русской планете» барнаульский театральный критик Елена Кожевникова. — Среди них есть очень интересные коллективы, это просто что-то невероятное! В Барнауле актриса драмтеатра Анастасия Кузнецова в сентябре 2015 года создала «Первую театр-студию». К ней ходят люди самых разных профессий — бухгалтеры, юристы, менеджеры, повара. Я смотрела их спектакль по рассказам Аверченко: до чего же он смешной, органичный, искренний, и в чем-то даже выгодно отличающийся от спектаклей профессиональных театров! В Усть-Калманке я смотрела «Черное молоко», работу молодого режиссера Анны Медведевой по пьесе Сигарева. На сцену выходили доярки, 70-летние крестьянки и играли сами себя. В этом было столько достоверности, столько правды, что я поняла — надо, чтобы это обязательно увидел Барнаул.

Жесткая, даже страшная работа была показана на сцене краевого театра кукол и произвела на барнаульскую публику сильное впечатление. Спектаклем восхищались, хотя и спорили.

– В деревне кому-то понравилось, кто-то ругался, что мы выбрали эту пьесу, — говорит Анна Медведева. — Я увидела в этой истории любовь автора к простым деревенским людям.

Народный театр в Усть-Калманке существует с 1984 года, но в его истории был большой перерыв, пока Анна Медведева, выпускница кафедры режиссуры и актерского мастерства Алтайской академии культуры, не вышла замуж за местного парня. Возрождение театра Аня начала с того, что силами работников Дома культуры поставила «Встречу» по Валентину Распутину. А на спектакль пришло всего 30 зрителей.

– Усть-Калманка— большая деревня, и мне было обидно. Но наша работа людям понравилась, и, как это всегда бывает, про нее ходило много разговоров. Народ начал у меня через мужа спрашивать: «Как бы в ваш театр попасть?» Я всем отвечала, что в театр попасть можно, главное, мне надо на человека посмотреть, понять, какой у него типаж.

Труппа сформировалась быстро, и следующие спектакли Усть-Калманка уже не игнорировала. В селе сформировалась театральная публика, человек 300, которая ждала каждую премьеру и писала отзывы в социальных сетях. А для артистов театр стал главным праздником.
– Если для профессиональных артистов театр — работа, то для моих — это увлечение, любимое занятие, — рассказывает Анна. — «Мне семьдесят лет, а я еще ого-го как могу», — для них главная мотивация. Они не научены актерству, у них нет никакой школы, о театре они не знают ничего, а играют так талантливо. И я никогда не заставляла людей переступать через себя. Человеку должно нравиться то, что он делает.

Участники фестиваля. Фото: Лариса Хомайко / «Барнаул»

Интересно было смотреть, как занятия в театре открывали для деревенских людей новые грани жизни.

– Мы ставили «Женитьбу», и сваху играла тетя Валя, абсолютно деревенская жительница, давно на пенсии, — рассказывает Анна. — Она все время ворчала: «Гоголь… Я этого Гоголя-Моголя со школы ненавижу». Но мы разбираем пьесу, репетируем, делаем — и однажды она говорит с таким восторгом: «Ань! Я поняла, это же правда комедия! Так смешно, так понятно!» И вот она полюбила писателя.

Фестивали народных театров проходят в Алтайском крае уже 14 лет, но в этом году жюри впервые решило учредить главный приз.

– Мы понимали — дело идет к тому, чтобы определить лидера фестиваля. Жюри единогласно решило, что это Михайловский народный театр, режиссер Оксана Афанасьева, пьеса Островского «Доходное место». Видели бы вы реакцию зала: когда объявили Гран-при, была овация. Всем так понравилось! — рассказывает Наталья Рябцева.

Оксана Афанасьева руководит Михайловским народным театром 15 лет, и все эти годы односельчане видят, как растет мастерство артистов и режиссера. «Мы в Михайловке можем смело и гордо заявлять “Сегодня я иду в театр, потому что вы работаете на высоком уровне”», — написала на страничке театра в соцсети жительница Михайловки Елена Леонтьева.

– У меня в коллективе 20 человек, которые вообще не работают в культуре, у них разные профессии: бухгалтер, педагог, парикмахер, фермер. Всех объединяет одно — любовь к театру, — рассказывает Оксана Афанасьева. — В Михайловке много талантливых людей, и все — у меня. Меня спрашивают: «Как тебе удалось собрать такой коллектив?» Да никак. Надо просто любить свое дело и людей, которые делают его вместе с тобой. У нас не молодежная студия, артисты от 28 лет и старше, и 65 есть. Спектакль большой, репетиция идет не меньше трех часов, через день. И вот они работают до шести — и на репетицию. Одна девочка на скорой работает, после смены — к нам. У Сергея Николаевича Андрейченко стадо коров, и вот он их всех доит, отправляет пастись и бежит репетировать. Еще у одного нашего артиста болезнь суставов, так он после спектакля переживал: «Приду домой, жена скажет: “Дома еле ползаешь, а по сцене козлом скачешь!”» Такие все молодцы!

Оксана не хотела, чтобы постановка получилась дидактичной, нравоучительной. Островский не теряет злободневности — деньги, кредиты, судебные приставы. Может быть, кто-то узнает себя, задумается о своей иерархии ценностей — и хорошо. «Доходное место» спектакль отчасти экспериментальный — на сцену, сменяя друг друга, выходили пять маменек и пять Лизонек. Оксана волновалась — поймет ли зритель эксперимент? Перед поездкой на фестиваль решились и устроили прогон, открытую генеральную репетицию. Пришло около 200 человек. Эксперимент одобрили. Режиссера останавливали на улице, хвалили.

– Я — хитрый режиссер, и я понимала, что у артистов начнется соревнование между собой, — объясняет Оксана Афанасьева свой замысел. — Это было видно. Они изо всех сил старались проявить свои актерские способности, и даже сами этого не видели, но внутри у каждого происходило такое… Каждый выход нового артиста зрители встречали аплодисментами, а для нас это лучший стимул.

Сейчас режиссеры народных театров края обдумывают, что привезут на «Театральный разъезд» в 2017 году. Адепты новой драмы штудируют сайты модных драматургов, ценители классики перечитывают Чехова и Островского. Летом в деревне день год кормит, но время для творчества находится всегда.

Читайте в рубрике «Общество» Чего ждать от нового главы ГИБДД?Первостепенными задачами Михаила Черникова могут стать борьба с коррупцией и повышение культуры вождения Чего ждать от нового главы ГИБДД?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»