Столкновение с реальностью
Фото: Наталья Русинова.

Фото: Наталья Русинова.

Почему в Алтайском крае растет число подростковых самоубийств

И.о. руководителя отдела процессуального контроля Александр Барило сообщил, что в прошлом году было зафиксировано девять подростковых суицидов, в этом году — 20. В правоохранительных органах отметили, что главными причинами трагических случаев были неразделенная любовь, требовательность родителей, личные жизненные неудачи и неуравновешенность характера.

Профилактикой подростковых самоубийств занимается ряд учреждений в регионе. В их числе — МБОУ ДОД «Городской детский оздоровительно-образовательный центр “Потенциал”». Корреспондент РП встретился с замдиректора учреждения Еленой Мазуровой.

– Насколько справедливы, на ваш взгляд, данные о двукратном росте количества подростковых суицидов в Алтайском крае?

– Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос, мнения экспертов слишком расходятся. Но совершенно точно можно сказать, что Алтайский край является регионом, в котором показатель подростковых самоубийств стабильно высок.

– Почему в регионе сложилась такая ситуация?

– Идет смещение ориентиров, нравственные внутрисемейные ценности уступают место материальным и карьерным соображениям. Отсутствие у родителей работы, низкий или нестабильный заработок порождает состояние постоянной тревоги, напряженности и психологического дискомфорта, что пагубно сказывается на ситуации внутри семьи. Чувство безнадежности, агрессия, порой неадекватное поведение родителей толкает ребенка на такой экстремальный способ разрешения проблем, как суицид.

Значит, главная причина — бедность?

– Это, конечно, важно. Но главные факторы кроются в отношениях со значимыми людьми — семьей, друзьями.

Кроме того, не всегда дети могут справиться сами с той лавиной информации, которая обрушивается на них. В ней много негатива. Здесь важна помощь взрослых, но те подчас заняты решением материальных проблем и не всегда замечают возникающие у детей трудности. Кроме того, современный прогресс с его стремительным развитием технологий лишает детей и подростков условий для естественного формирования наиважнейшего психологического качества — произвольности. Ребенок не учится самостоятельности, навыкам планирования, умениям ставить и достигать цели, контролю за результатами и последствиями своей деятельности. Пробелы в необходимых жизненных навыках также влияют на его морально-психологическую устойчивость.  

Есть в нашем аграрном регионе разница в психологических проблемах для ребенка в городе и в селе?

– Как показывает анализ трагических случаев, негативная сторона реальности «достает» детей одинаково и в городе, и в сельской местности. Но в городе у подростков больше возможности для выбора сферы общения и способов занять себя. Здесь им могут оказать медицинскую и психологическую помощь. С другой стороны, в городе у родителей экономических проблем не меньше. И острота проблемы отчуждения поколений в семье не снимается. Часто родители считают, что если ребенок одет, обут и сыт — то он полностью благополучен. А эмоциональные, душевные трудности подростка им представляются незначительными, детскими, легко разрешимыми. Но подчас не важные для взрослого проблемы могут перерасти в детской душе в неразрешимую глобальную драму, исход которой может оказаться трагическим.  

– Почему дети и родители так отдалились друг от друга?

– Стремительный темп современной жизни порождает процесс социального отчуждения. Прежде большую роль играли традиции. Семьи были большими, и в одном доме жили представители нескольких поколений, старшие из которых передавали свой опыт младшим. А передача опыта — это необязательно материально-производственные навыки, но еще и постоянное общение. Во время совместных обедов, работы, отдыха, просто житейских разговоров. Дети представляли, с каким трудностями они могут столкнуться во взрослой жизни и как их будут преодолевать. Сегодня эти традиции, можно сказать, утеряны. Дети получают от взрослых недостаточный объем прикладной информации о том мире, в котором им предстоит жить. И столкновение с реальностью может обернуться шоком.

– У нас ведется профилактика суицидов среди несовершеннолетних?

– Да. Мы разработали модель межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия и профилактике суицидального поведения детей и подростков. В нее включены подразделения администрации края, муниципальные структуры, различные общественные, медицинские учреждения. Действует ряд программ, разработанных с учетом возраста учащихся. Они нацелены на пропаганду здорового образа жизни, формирование у детей и подростков жизненных ценностей и конструктивных моделей поведения в трудных жизненных ситуациях. Активно работают психологи, предлагающие свои, часто оригинальные наработки.

Одна из проблем, не позволяющих переломить ситуацию, это нехватка специалистов — психологов, социальных педагогов, соцработников. Перелома можно достичь при активной профилактической работе, но людей для нее не хватает. Кроме того, у школ практически нет никаких рычагов влияния на неблагополучные семьи, и педагоги часто не в состоянии оказать ребенку действенную помощь. Много времени уходит на межведомственное согласование работы социальных и юридических служб в случае их привлечения. Эти формальности порой вводят подростка в состояние стресса еще больше.

Что делать родителям, чтобы удержать подростка от такого страшного решения?

– Главное — это внимание к своему ребенку. Нужно знать и учитывать возрастные особенности и изменения его развития. Важно знать, чем живет подросток: следить за его увлечениями, кругом общения, интересами, отношению к окружающему миру, способами реагирования на трудности. Но делать это, конечно, следует не в форме жесткого контроля, а ненавязчиво, незаметно для подростка. Ребенок должен осознавать, что есть плечо родителей, на которое он может опереться в трудную минуту. Основное число суицидов происходит как раз из-за ощущения безысходности, когда ребенок остается наедине с кажущимися ему неразрешимыми проблемами. Этого допускать нельзя.  

– Куда могут обратиться родители и близкие детей, заметившие в их поведении тревожные симптомы, или сами дети в сложной ситуации?

– В Барнауле можно обратиться в наш центр «Потенциал» по телефону 8-(3852)-38-04-57, в центр «Гармония» — 8-(3852)-4903-40, Валеологический центр — 8-(3852)-61-80-26, в центр «Альтернатива» — 8-(3852)-44-17-59. Во всех перечисленных центрах бесплатно работают психологи. Можно также позвонить в аппарат краевого уполномоченного по правам ребенка Марины Афанасьевой — 8-(3852)-24-18-60.

Читайте в рубрике «Общество» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»