Антисанкционная география
Антисанкционная карта России. Фото предоставлено агентством Provoda

Антисанкционная карта России. Фото предоставлено агентством Provoda

Барнаульские рекламщики создали карту брендов, которые спасут Россию

Агентство Provoda выпустило интерактивную «Антисанкционную карту России», на которой отмечены самые известные и эффективно работающие бренды регионов нашей страны. Эксперты считают: чтобы карта торговых марок РФ стала инструментом маркетинга российских территорий, ее надо развивать и дополнять.

– Иногда к нам обращаются довольно известные компании, и было удивительно узнавать, что их головные офисы в России, более того — в регионах. Захотелось систематизировать эти открытия, узнать: вот, в том регионе расположен такой мощный бренд, а в соседнем? — рассказывает «Русской планете» Антон Тимченко, креативный директор агентства. — А какой из брендов популярней? Устроили небольшой опрос среди рекламщиков, и пошло-поехало. Это, опять же, вопрос регионализма. У нас нет мощных социальных проектов, позволяющих узнать свою страну. Во всяком случае, я с такими не знаком. Было не совсем понятно, есть ли в России потребительский бренд: казалось, что экономика заточена под тяжелую промышленность, а из потребительского либо очевидно западные бренды, либо вообще ничего. И еще для нас как для людей, которые интересуются не только рекламой, но и страной, и жизнью, был очень важен вопрос регионализма. В Алтайском крае мы взяли «Эвалар» — эта компания известна во всем мире.

Превращение товара в бренд территории считает сомнительным Виктор Беляев, доктор экономических наук и профессор кафедры экономики предпринимательства и маркетинга АлтГУ.

– Товаров, которые производятся на какой-либо территории и материализуют в себе ее уникальные характеристики, довольно много. Но, скажем, Вологодская область не использует вологодское масло как бренд всей территории. Или возьмем сыр «Рокфор» — только на юге Франции, в предгорьях Пиренеев, в пещерах живут особые микроорганизмы, которые «делают» на нем эту плесень. Но ведь не использует же эта территория эту уникальную характеристику сыра как свой бренд? Еще: «Эвалар», которым представлен на карте Алтайский край, делает, если не ошибаюсь, БАДы. И вот как будет выглядеть наша территория? Мы делаем какие-то БАДы, которые имеют сомнительную репутацию в части здорового питания? Вот такие вопросы возникают.

Другое мнение у Лады Шевкуновой, редактора популярного алтайского сайта «Рекпортал».

– Provoda — молодое агентство, поэтому практикует для продвижения эффектный выход с каким-нибудь социальным или бесплатным проектом, — говорит она РП. — Но ребята, в общем, молодцы, и это достаточно оригинальный проект. Представлять регионы через бренды — правильно, потому что бренды, которые живут в российских регионах, проработаны кровью и потом их создателей. Вести бизнес очень нелегко, и, как правило, те, кто развивается и держится, просто фанаты. Тем более, через наши бренды мы видим специфику нашего региона: у нас в крае это фармацевтика, «молочка», зернопереработка. То есть у нас брендируется то, что развивается, работает на конечного потребителя.

За время работы над картой Provoda сделали много, как они говорят, «мелких открытий». Оказалось, что самый известный бренд Рязанской области — Max Factor, потому что в 1895 году Максимилиан Факторович, подданный Российской империи, открыл свой первый магазин косметики в Рязани. А оригинальный рецепт конфет «Птичье молоко» был разработан во Владивостоке.

– Наши бренды не имеют такого глянца, раскрученности, как, скажем, в США, и по-другому воспринимаются людьми. Это тоже было удивительно, — рассказывает Антон Тимченко. — Скажем, мы столкнулись с непониманием жителей Башкирии: увидев, что их бренд — «Сода», они начали возмущаться: почему «Сода», а не компания «Башнефть». Но с точки зрения брендинга обычная пищевая сода на порядок выше, потому что ее знают и покупают по всей стране.

Виктор Беляев убежден, что критерии отбора брендов для карты были не совсем верны.

– Я считаю, что в таких делах надо отталкиваться не от внешних обстоятельств, а от того, что создает репутацию, — говорит ученый. — Надо отделять бренд, или имидж, от репутации. Бренд, или имидж — это работа талантливых имиджмейкеров. Они могут это наговорить, представить, нарисовать. А репутация — это то, что создается годами. Вот чем таким славен Алтайский край, чтобы можно было сказать: это репутация, это заработано людьми, это заработано краем, это является уникальной характеристикой? Мне кажется, что лучше бы сработал бренд алтайского меда, если бы удалось доказать, что он является уникальным — кстати, в университете проводились такие исследования. Или мука из твердых сортов пшеницы, или пантокрин — вытяжка из маральих рогов. Или наши сыры. Что в них есть уникального, в отличие от других сыров? Здесь есть над чем подумать, тем более что отрасль возрождается, развивается, у нас в селе Алтайском есть колледж по сыроварению, у них есть отношения с ведущими сыроварами мира, и студенты ездят во Францию на стажировки. Я бы лучше сыры выбрал. Когда-то у нас было производство плодовых вин, в Бийске на кафедре виноделия занимаются винами из облепихи, их тоже надо нанести на карту, они стоят того.

– Карта спорная в плане выбора брендов, но, с другой стороны, это право агентства, — возражает Лада Шевкунова. — Я обращаю внимание на российские бренды и, когда выходит какой-то наш товар в новой упаковке, безусловно, проявляю к нему интерес. И потом ты его ищешь, и для тебя это уже не просто, допустим, зубная паста. Если совпадают эти три позиции: российский производитель, интересная упаковка и подходящая ценовая категория, — я как потребитель на это покупаюсь. Мне нравятся интересные, образные, эмоциональные названия. Вот, допустим, на этой карте я нашла консервы «Толстый боцман» из Мурманской области. Это новый для меня бренд, но я подумала, что если увижу такие, то куплю.

Одним из критериев отбора брендов для карты было его присутствие в антисанкционном списке Евросоюза или США.

– Мы долго решали, что лучше выбрать в Тульской области: «Конструкторское бюро приборостроения» или «Тульский оружейный завод». И все-таки склонились к конструкторскому бюро, потому что оно попало в санкционный список раньше, чем оружейный завод, а значит, это более важное предприятие для нашей экономики, — рассказывает Тимченко. — Как люди небезразличные к будущему нашей страны, мы исходили из желания, чтобы ее экономика по минимуму зависела от внешних факторов. Для нас этот факт очень важен, и мы подумали, что стоит назвать карту так и посмотреть на все это с точки зрения импортозамещения. Крупных отечественных брендов хватает, но многие области, края и республики заточены под тяжелую промышленность. Все эти предприятия — советское наследие, и, как мы интуитивно поняли, наша экономика только начинает потихонечку восстанавливаться. Особенно это видно по сельскому хозяйству: во многих регионах сейчас представлены крупные сельскохозяйственные холдинги.

Лада Шевкунова отмечает, что карту нужно развивать — тогда она действительно станет инструментом продвижения территорий России.

– Карта интерактивно сложная, и ее надо дополнять, над ней надо работать, тогда получится интересный проект, — считает Лада Шевкунова. 

«Пуля остается у меня внутри — на память» Далее в рубрике «Пуля остается у меня внутри — на память»«Русская планета»публикует солдатские письма времен Великой Отечественной войны Читайте в рубрике «Общество» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»