Новости – Общество
Общество
«Это странно и смешно»
Речной вокзал в городе Барнаул. Фото: Лариса Хомайко
Председатель горисполкома Барнаула в 80-е годы и нынешний главный архитектор города — о том, зачем строился Речной вокзал, и почему нельзя его сносить
4 февраля, 2015 21:10
7 мин
В Барнауле обсуждается снос здания Речного вокзала и строительство на его месте двух корпусов жилого дома. Планируется, что работы начнутся уже в этом году. Здание Речного вокзала было построено в 1985 году, и в советские годы вместе с драмтеатром было образцом современной архитектуры. Нынешний владелец вокзала, компания «Сибирия», планирует построить на его месте многоэтажный дом с подземной парковкой и фитнес-центром, а набережную разделить на две части: частную и общественную.
Анатолий Мельников, почетный гражданин Алтайского края, председатель Барнаульского горисполкома с 1972 по 1986 год, который добился строительство Речного вокзала в городе, рассказал «Русской планете», как создавалось это здание.
– До сих пор на вокзал, как в музей, приходят десятки, даже сотни тысяч людей, гуляют, любуются рекой, — говорит Анатолий Мельников. — По поводу строительства Речного вокзала в Барнауле было соответствующее постановление Совета министров СССР — это была большая стройка. Учитывалось, что она связана с рекой, с гидротехникой, были проведены серьезные изыскания. Я был в руководстве страны у Косыгина, в Госплане, в Министерстве транспорта и проект был включен в план новосибирского института «Гипроречтранс». Это очень сложное, красивое и долговечное сооружение.
– Дорого обошлось тогда это строительство городу?
– Я точно помню, что город делал ассигнования на мозаику, конкретных сумм назвать я не могу. В то время ежегодно строились десятки объектов. Мы только и говорили об этом: сколько школ, сколько детских садов, сколько жилья построено. Когда я начинал работу председателя горисполкома, Барнаул имел 4 миллионов квадратных метров жилья. За 14 лет моей работы и работы моей команды мы построили еще около 4-х миллионов квадратных метров. Город рос, проводились коммуникации: газопровод, канализация, энергоснабжение. Речной вокзал был хорошо вписан в эти вещи, так что я не из какой-то вредности и ностальгии считаю, что ломать его не надо.
– Но в 1985 году, когда был построен вокзал, по Оби в районе Барнаула ходило гораздо больше речного транспорта, а сейчас только маленькие дачные теплоходики.
– Все меняется. Одно время, и тут я зайду немножко в другую плоскость, главным для развития городского транспорта в Советском Союзе были скоростные трамваи. Они были в Киеве, Волгограде и так далее. В Барнауле после скоростного трамвая планировалось ввести речной транспорт на воздушной подушке. Но и без того потребность в Речном вокзале в Барнауле была большая: представьте, что там был неблагоустроенный берег, одинокий дебаркадер. А тогда жители города очень любили реку, были ориентированы на реку, это сейчас они больше стремятся на отдых в лес, куда-то еще. Руководителям города и края надо смотреть в будущее. Вдруг через несколько лет перед ними возникнет вопрос из светлого прошлого: «Зачем»? В здании Речного вокзала и сейчас работают какие-то службы, ресторан и так далее.
– Тем не менее, генеральный план Барнаула 80-х годов предусматривал перенос здания речного вокзала в другое место.
– Когда я работал председателем горисполкома, было принято решение о застройке правого берега Оби. Это был громадный, сложный с инженерной точки зрения проект. Там планировался завод по производству нефтегазового оборудования, на котором работали бы 50 тыс. человек, жилой массив с населением в 200 тысяч, новый речной порт и другие объекты. По ряду причин этого не случилось. Но никто почему-то не говорит о том, что мы не только не воплотили в жизнь эти планы, но и разрушаем многое, что удалось сделать. Вопрос: кому мешает Речной вокзал, кто это решил? Вот мы в последние годы часто говорим о свободе слова — так давайте воспользуемся этой свободой! Пусть тот, кто желает сносить вокзал, за свой счет организует референдум. Пусть он соберет мнение барнаульцев по этому вопросу, ведь это не такой простой вопрос, как кажется. Давайте отстаивать Речной вокзал!
Здание имеет не просто эстетическо-историческую значимость, оно функционально и необходимо городу, считает главный архитектор Барнаула Сергей Боженко.
– Мне безумно жалко, что это здание и земля вокруг него попала в руки частного лица. В любом крупном городе здание речного вокзала — всегда гордость, — говорит Сергей Боженко. — В советское время, когда Барнаулом руководил Анатолий Иванович Мельников, он брал за образцы замечательный опыт крупных городов, таких как Омск, Новосибирск, Москва, Ленинград. Как может крупный город стоять на великой сибирской реке и не иметь речного вокзала? Этот нонсенс! Я бы не хотел, чтобы этот акт вандализма совершился. Здание вокзала представляет эстетический интерес, его проектировала опытный архитектор Гипроречтранса Ненарокова, дама с регалиями, не чета нам. В 80-е годы в Барнауле Речной вокзал можно было сравнить только со зданием драмтеатра. Эти два здания были образцами современной архитектуры.
– Вы не можете повлиять на эту ситуацию?
– На эту ситуацию не может повлиять никто. Акт купли-продажи недвижимости совершился в полном соответствии с действующим российским законодательством. В документе, регламентирующем эти вещи, нет указания на то, что покупатель обязан сохранять целевое назначение объекта. Когда мне на стол положили эскизный проект демонтажа вокзала и строительства на его месте жилья, я, конечно же, отклонил его от согласования и не стал подписывать, потому что это, по большому счету, преступление перед горожанами. Проектировщик делал эскизный проект частному заказчику, не учитывая всех условий, которые необходимо учитывать, не учитывая интересов большинства жителей города. Там запроектировано два совершенно невыразительных, тупых параллелепипеда, два ящика. Один ящик поставлен вертикально, один горизонтально. Вот и вся архитектура. Если идея частного инвестора будет реализована, эти два корпуса закроют вид на панораму города, вид на исторический центр.
– Как объект архитектуры это типичная советская постройка того времени, — говорит доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской Академии естествознания Тамара Степанская. — Но типичное тоже может обладать определенной ценностью. Здание не так уж плохо выполнено, хорошо поставлено. И как-то я не знаю: город стоит на великой реке и в городе нет речного вокзала… Это странно и смешно. Понимаете, это историческое место, там начинается Московский, теперь Ленинский проспект. И там часовня, и площадь Баварина, и гора, и вид на мост… это красивый архитектурный ансамбль, и спасибо за него архитекторам. Конечно, тенденция ясна: берег Оби, жилой дом, квартиры, особенно с окнами, обращенными на реку, стоят дорого. Коммерческий интерес — это большая проблема в вопросах культурного наследия.
***
Здание Речного вокзала построено в 1985 году. Архитектор А.П. Ненарокова, Новосибирское отделение Государственного института проектирования и изысканий на речном транспорте «Гипроречтранс» Министерства речного флота СССР. В 80-е годы вокзал обслуживал 61 транспортный буксир, 12 теплоходов, 23 баржи и платформы. Сегодня теплоходы Барнаульского речного порта осуществляют только пассажирские перевозки внутригородского и пригородного сообщений, а также прогулочные рейсы по акватории Оби.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости