Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Ни у кого нет желания притеснить другого»

Местные жители Республики Алтай. Фото: Александр Кряжев/РИА Новости
Как более 100 народов Алтайского края научились жить без конфликтов
Лариса Хомайко
22 октября, 2015 19:04
11 мин
В Алтайском краеведческом музее 21 октября состоялась выставка «Алтай — перекресток культур», где жители региона разных национальностей представляли народные песни и танцы, костюмы, посуду, утварь, книги, старые фотографии и картины.
В регионе в согласии живут люди более 130 национальностей. В чем секрет, и почему так не всегда получается в других регионах, «Русской планете» объяснил профессор Алтайского университета, доктор исторических наук Юрий Чернышов.
– Юрий Георгиевич, из-за чего появляется национальная неприязнь? Почему человек, который иначе выглядит, одевается, говорит, может быть неприятен другим?
– Настороженное, как минимум, отношение к чужому — один из инстинктов, который заложен в нас природой. Даже среди птиц есть известный феномен — белая ворона. Она, может быть, не принесет стае никакого вреда, но на всякий случай ее заклюют.
И в первобытные времена к чужакам относились настороженно, и это было во многом оправданно. Если приходило другое племя, то, как правило, ничего хорошего это не несло: убивали, захватывали, насиловали, грабили.
Другая тенденция — не ксенофобия, а терпимое, уважительное, понимающее отношение к другим — все более распространяется у людей с развитием цивилизации. Это вообще необходимое условие для культуры, потому что, если не будешь взаимодействовать с другими народами и перенимать их полезные изобретения, то так и останешься на первобытном уровне. К примеру, скифы с греками почти не воевали, но плотно сотрудничали, и каждый получал свою выгоду. Греки получали рыбу и зерно, скифы — амфоры, оливковое масло и вино, которые они не умели делать сами, но потом многому научились.
Примитивным обществам свойственна нетерпимость к другим, вспомним запрещенное в России «Исламское государство», где эксплуатируется еще и консолидация против тех, кого считают чужаками. Дружить против кого-то всегда проще, чем сотрудничать. Легко объяснять все беды и все несчастья не собственными просчетами, а тем, что во всем виноваты какие-то Другие.
Негативные этнические стереотипы — это тоже закон человеческого мышления, люди мыслят по схеме «все они такие». Особенно, когда человек пару раз столкнулся с представителями другой национальности, ему не очень понравилось, как они себя ведут, и он переносит это представление на всех. Этому способствуют и СМИ: однажды я набрал в поисковике сайта одной центральной газеты слово «таджики» и получил набор примерно таких заголовков: «Таджики взорвали гранату», «Таджики убили», «Таджики ограбили»… На протяжении нескольких лет в газете представлены только такие таджики. Журналисты, может быть, не хотят этого, но они формируют и закрепляют негативный стереотип, потому что о положительных уроженцах Таджикистана они не пишут. И, конечно, исторический опыт закладывает определенное отношение к какому-то народу; если, допустим, была война, то настороженное отношение сохраняется надолго.
– То есть, у нас настороженное отношение к немцам?
Немцы — самый известный нам европейский народ, и наши стереотипы о них меняются в зависимости от характера отношений. Как только возникает угроза войны, так сразу же вытаскивается негативный образ немцев: «воинственные», «жестокие». Этот образ, кстати, был распространен перед Первой мировой войной, и депортация российских немцев намечалась уже тогда.
Кстати, и к немцам, которые во время Великой Отечественной были депортированы на Алтай, отношение тоже было довольно негативным, хотя фашистами они не были. А в мирное время мы относимся к немцам совсем по-другому: это бюргеры, «обеспеченные», «добродушные», «любящие порядок», «аккуратные», «пунктуальные» — то есть, вполне позитивный образ.
Юрий Чернышов, профессор Алтайского университета, доктор исторических наук. Фото из личного архива.
Юрий Чернышов, профессор Алтайского университета, доктор исторических наук. Фото из личного архива.
Юрий Георгиевич, люди, которые долгое время жили в СССР, утверждают, что никакой национальной неприязни между людьми тогда действительно не было. Почему?
Лучше сказать — были созданы условия, чтобы она не проявлялась. Психологи установили, что этнические стереотипы закладываются в раннем возрасте, от трех до девяти лет, и очень важно, какую информацию дети получают на этой стадии. Если уже в детском саду воспитывать интернационализм, как это было в СССР, то это поможет сохранить дружескую атмосферу. А если, наоборот, взрослые не будут обращать внимания на всякие обидные клички, которые распространяются в детской среде уже с пяти лет — «хохол», «москаль», «чурка» и так далее, — то потом будет трудно исправить картину мира, которая выстраивается в голове человека.
– Как люди разных национальностей взаимодействуют сейчас?
Сейчас мир превращается в глобальную деревню, перемешиваются этносы и культуры, и, естественно, это вызывает конфликты и напряжение. Если говорить о мигрантах, то они часто и не собираются осваивать культуру страны, в которую приехали, а пытаются воссоздать свою маленькую страну внутри этой территории, а культуры у двух этих стран зачастую трудно совместимые.
Например?
Например, мигранты во Франции пытаются ходить в парандже в школу или в университет, а это не принято и вызывает настороженность в местном сообществе. То есть, проблем еще много, и тут важна культура диалога и согласования интересов. Потому что через конфликты, тем более такими методом, которыми действуют экстремисты, человечество может прийти к катастрофе.
– Каких государств сейчас больше, мононациональных или многонациональных?
– Многонациональных. Европа, вроде как, выстроена из государств-наций, но миллионы мигрантов резко меняют ситуацию. Приходится признать, что Франция — государство не только французов, но и всех, кто имеет гражданство, что это не этническая, а политическая нация. А мы изначально обречены на это, традиции Российской империи строились на том, что мы объединили многие народы. Хотя у нас сейчас все еще продолжаются колебания между нацией-государством и империей, и мы не определились с этим до конца.
Мелодии Республики Алтай звучат в Витославлицах. Фото: Малыгин Владимир/ТАСС
Мелодии Республики Алтай звучат в Витославлицах. Фото: Малыгин Владимир/ТАСС
Юрий Георгиевич, в Алтайском крае живут люди более 130 национальностей, но конфликтов на национальной почве между нами почти не бывает. Почему так? В чем секрет?
Уровень межнационального согласия в Алтайском крае, действительно, выше, чем в большинстве регионов России. На ситуацию повлияли многие объективные факторы. Мы находимся в центре континента, где многие народы перемещались и перемешивались много раз. Археологи обнаружили: еще до того, как на Алтае появились тюрки, здесь были индоевропейцы.
Интересно, что принцесса Кадын, мумия которой была найдена новосибирскими археологами на плато Укок, принадлежала индоевропейской расе, а алтайцы считают ее своей прародительницей. Замечательно — уже в этом проявляется синтез культур. У нас здесь были разные народы, и ни один из них не может объявить себя единственным коренным, а другие — некоренными, тем более, что они отчасти перемешались. Это важный урок.
Условно коренным населением края можно назвать первых русских переселенцев, но здесь было и местное население, хотя и немногочисленное, и какой-то синтез, наверное, все-таки произошел. Причем Алтай заселялся людьми из разных областей России, и это были не только русские, но и немцы, украинцы, татары, и ссыльные поляки, и ссыльные эстонцы, и депортированные российские немцы…
В одном котле варилось много разных народов, а потом сюда добавились другие потоки людей: целина, допустим, это еще один вброс населения. Люди перемешались и привыкли жить, не обращая внимания на этнические различия.
Еще важно то, что у нас практически нет мест компактного проживания людей одной национальности, таких мест, где они могли бы отгородиться от всех остальных. Все живут в общей среде. Была немецкая республика, но она размылась, были какие-то села, но они все равно не отделены стеной, и не пытаются противопоставить себя другим. Народы сохраняют свои культурные традиции, но живут по общим законам. Опасно, когда возникают закрытые анклавы, которые живут по своим правилам, а у нас в регионе такого практически нет.
– То есть, у нас изначально были благоприятные условия для развития национальной терпимости?
– Да. И к ним еще можно добавить геополитический фактор. Алтай находится на стыке разных цивилизаций и культур.
На Алтае присутствуют христианство, ислам, конфуцианство, буддизм и даже шаманизм. Поэтому самой судьбой нам предназначено мирно жить рядом, и считаться друг с другом.
Мы видим, как в соседней республике Алтай сейчас строится диалог православия и местных верований: иногда возникают дискуссии, но все равно, ни у кого нет желания притеснить другого. Присутствует определенный уровень терпимости, и это очень важно, потому что мы, может быть, вырабатываем здесь ту модель, которая пригодится всему остальному человечеству.
– Хочу рассказать вам историю про алтайский уровень межнационального согласия. Во время войны в одну алтайскую деревню сослали калмыков, и местные русские женщины носили им молоко для детей. Уполномоченный отбирал это молоко и выливал его на землю, а женщины все равно тайком приносили его снова. Люди оставались людьми...
Да, местные жители помогали выжить. Я читал одно исследование о депортированных: разные народы имели совершенно разную судьбу, и судьба калмыков была особенно тяжелой, потому что они были менее приспособлены к адаптации. Они привыкли к кочевому образу жизни, а немцы, допустим, были в основном людьми образованными, имевшими полезные специальности. Они были востребованы, соответственно, могли зарабатывать, и смогли выжить. Процент вымирания у этих народов был совершенно разный, такие исследования есть.
– Вы сказали, что в регионе есть перспективы для развития диалога. Почему?
– Само положение региона заставляет нас жить по правилам сотрудничества. Учитывая процессы глобализации, все более активными будут наши связи с ближайшими государствами — с Казахстаном, Китаем, Монголией и дальше, с Центральной Азией. Наш университет начал активно контактировать с университетами разных государств, а для этого нужно изучать языки, культуру и быть интересными для них. Мы становимся точкой развития диалога, просто потому, что мы рядом с ними. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ