Новости – Общество
Общество
«Природе нужны свои люди»
Серый сорокопут. Фото: ТАСС
Как школьники из сельских территорий Алтая охраняют редкие виды растений, животных и птиц
9 октября, 2015 19:17
10 мин
Деревенские школьники в Алтайском крае уже девять лет всерьез занимаются изучением и охраной дикой природы: находят редкие виды растений и животных, добиваются для подшефных территорий статуса памятников природы, пишут научные статьи в районные газеты. Эту работу в крае курирует кандидат биологических наук Людмила Нехорошева. Она рассказала «Русской планете» о проекте «Усынови заказник», его достижениях и планах.
– Людмила, как устроен ваш проект? Чем вы занимаетесь?
– В крае по нашему проекту работает больше 20 групп, в основном, при школах. У каждой группы есть своя подшефная территория: это либо заказник, либо территория, имеющая биологическую ценность. Мы оказываем, в основном, методическую помощь. Инициативных граждан, учителей, в частности, у нас достаточно много, и я бы сказала, в последнее время активность в обществе даже возрастает. Но чаще всего человек хочет сделать что-то полезное для природы, но не знает, как. Какие примеры он видит? Так называемые акции по уборке мусора, посадки леса? Но сегодня ребята убирают в лесу, а завтра приходят и видят, что гора мусора на этом месте еще больше. Это не воспитание. Считаю, что это антивоспитание. «Почему я должен убирать за взрослыми?» — думает ребенок, и, в общем-то, он прав. Эту проблему нужно решать совершенно другим путем, и вряд ли тут помогут дети. Нужно работать с соответствующими службами ЖКХ, например, которые за это отвечают.
То же самое и с лесом. Лес, в принципе, посадить нельзя. Лес — это самодостаточная экосистема, у которой много взаимосвязей. Лес посадить нельзя, но можно точечно подсаживать редкие породы, тот же кедр.
То же самое и с лесом. Лес, в принципе, посадить нельзя. Лес — это самодостаточная экосистема, у которой много взаимосвязей. Лес посадить нельзя, но можно точечно подсаживать редкие породы, тот же кедр.
У двух наших групп есть пришкольные питомники. Одна группа, из Залесовской школы № 2, выращивает саженцы кедра, и высаживает их в Залесовском заказнике. Еще в одном школьном лесничестве «Березка», в Колывани Курьинского района, ребята выращивают сосну, лиственницу, и даже рябина у них есть. Дети сами собирают семена, если нужно, как в случае с кедром, стратифицируют их, повергают заморозке — потому что зернышко под снегом зимой лежит, только потом прорастает. То есть, проводят всю работу, от сбора семян до высаживания саженца в дикую природу.
В этом году интерес к созданию пришкольного питомника выразила группа из Троицкого района, поселок Гордеевский. Ребята хотят выращивать разные лесные культуры, чтобы раздавать односельчанам, озеленять поселок. Им интересно.
Весной и осенью ребята колотят всевозможные птичьи домики, синичники, гоголяники, всякие платформы для хищных птиц, в основном, для дуплогнездников. В лесу сейчас сложно найти крупные деревья, а старые, с дуплами, вообще невозможно. Поэтому такие домики быстро заселяются птицами.
Работают с егерями заказников, готовят всевозможные солонцы, кормушки для копытных животных, заготавливают шляпки подсолнечников, вяжут веники и так далее. Смотрят, что на их подшефной территории растет и живет редкого, из Красной книги.
Зимой работа не прекращается, но конечно, и выходы короче, и информация более скудная: в основном наблюдают за следами крупных животных.
Еще они пишут статьи в районные газеты, рассказывают о ценности территории, которая находится рядом. К сожалению, не все издания берут эти материалы, но большинство все-таки их публикует. Весь район читает эти статьи и понимает, что происходит.
Людмила Нехорошева. Фото: Из личного архива
Людмила Нехорошева. Фото: Из личного архива
– Людмила, почему проект «Усынови заказник» работает только в сельских районах края?
– Мы нацелены на сохранение дикой природы. С городскими детьми попытки были, но физически не получалось, потому что вывезти их куда-то — это столько бюрократических проволочек надо преодолеть! А в селах, когда в школе есть заинтересованный учитель — было бы желание. Но такой человек есть не всегда. Я думаю, это связано и с кризисом в системе образования. У нас в проекте абсолютно разношерстный набор учителей, и мужчины, и женщины, есть очень сильные молодые педагоги, но большинство уже в возрасте, они уходят на пенсию, а на смену им никто не приходит. Честно говоря, я преклоняюсь перед этими сельскими учителями.
– Есть у вашего проекта достижения, которыми вы гордитесь?
– Самое-самое мое любимое достижение — создание памятника природы краевого значения. Школьная группа в селе Ая в Алтайском районе очень долго изучала популяцию Венериного башмачка — это цветок, многолетнее растение. Их школьная организация называется БЭД, Борцы Экологического Движения, учитель биологии у них Вера Дмитриевна Шегурова. Ребята нашли там все четыре вида Венериного башмачка, занесенного в Красную книгу. Конечно, мы помогали им в этой работе, отправляли туда специалистов, наших коллег из университета, помогали подготовить обоснование памятника природы и в итоге год назад он был создан.
– А что дает территории этот статус?
– Во-первых, в этом месте пасется скот, во-вторых, оно недалеко от скалы Чертов Палец, то есть там туристы и на квадрациклах ездят, и мусорят. Угрозы для популяции существовали серьезные. А у памятника природы существует определенный режим охраны, который должен соблюдаться.
– А что дает территории этот статус?
– Во-первых, в этом месте пасется скот, во-вторых, оно недалеко от скалы Чертов Палец, то есть там туристы и на квадрациклах ездят, и мусорят. Угрозы для популяции существовали серьезные. А у памятника природы существует определенный режим охраны, который должен соблюдаться.
Сейчас у нас еще несколько групп ведут аналогичную работу, но по созданию памятника природы уже не краевого уровня, а муниципального. Ну, например, есть у нас группа в Егорьевском районе, в селе Малая Шелковка. Там вся работа держится на учителе биологии Татьяне Васильевне Кокошкиной. Уже, по-моему, лет пять они со школьниками ведут исследовательскую работу — недалеко от села у них есть такое место, Трунов луг, где они обнаружили достаточно редких видов растений. Там и тюльпан поникающий, и рябчик малый, и солодка уральская… Ребята смотрят за этими популяциями, и их работу активно поддерживает администрация сельского совета. Практически в первый же год, когда дети обнаружили растения, глава сельсовета ограничил выпас на этом месте. Сейчас ребята уже вышли на заключительный этап, мы свели их с отделом по созданию особо охраняемых природных территорий краевой администрации.
Есть у нас группа в селе Сороса Алтайского района, которая установила шефство над логом Арбанак и нашла там вид животного, который ранее не проживал в Алтайском крае. Ребята поставили синичник, а когда пришли его проверять, обнаружили там какого-то странного малюсенького зверька. Оказалось, что это белка-летяга, которая у нас не водится, она пришла с Урала, возможно. Ребята уже второй год наблюдают за животным, и в этом году они заметили, что белочка размножается.
– Считается, что детей сейчас интересуют только разные гаджеты, а вы победителям своих конкурсов дарите книги.
– Мы не дарим им никаких флэшек, планшетов, телефонов — мы им дарим справочники, определители, книги, которые они нигде не смогут достать; и — бинокли, навигаторы, цифровые фотоаппараты… Мы дарим им то, что помогает в работе. Одно дело, когда они звонят в ажиотаже: мы увидели новое растение, оно такое! А другое, когда они смогли сфотографировать и прислать фотографию, зафиксировать на навигаторе точку, и я могу направить туда специалиста, который не будет рыскать по окрестностям, а приедет, посмотрит и скажет — да, это оно. И дети рады, и результаты работы улучшаются.
– Где вы берете деньги на свою работу?
– Финансируемся мы отовсюду, откуда сможем: у нас был грант РГО, был президентский грант, но в последнее время с финансированием трудности. Мы два года подряд не имеем возможности провести летнюю школу, собрать всех ребят вместе, а они скучают, потому что на этих слетах они становятся друзьями, потом общаются… В общем, мы решили открыть группу в социальной сети. Выбрали «ВКонтакте», потому что все ребятишки сидят там. Получилось очень здорово. И дети, и учителя постоянно выкладывают туда материалы, комментируют фотографии, соревнуются; специалисты тут же оставляют свои замечания и рекомендации. И благодаря этой группе в этом году было сделано много открытий: например, одна из групп открыла новый для Алтайского края вид птиц, белую лазоревку. Эта птица у нас в крае не живет, это случайный залет, но это интересно, никто из орнитологов об этом не знал.
Отряд "Караван" в поисках интересных видов животных и птиц. Фото: vk.com/usynovi_zakaznik
Отряд «Караван» в поисках интересных видов животных и птиц. Фото: vk.com/usynovi_zakaznik
– Есть в вашем проекте звездочки, дети, которые станут будущим российской природоохраны?
– Звездочки есть всегда. Сейчас у нас три таких ребенка, и они все увлеклись орнитологией. Это Никита Зайцев из Егорьевского района, Яна Плешкова из Алтайского района и Даша Панькова из Тюменцевского. Даша зимой наблюдала белокрылого клеста — этих клестов в последний раз видели, кажется, в 50-х годах… Они крайне редко к нам залетают. А Никита настолько увлекся птицами, что когда к ним приезжали орнитологи из Бийска, он помогал им кольцевать птенцов хищных птиц. Орнитологи так прониклись доверием к Никите, что даже оставили ему несколько колец, потому что в одном из гнезд птенцы еще не вылупились. Никита далеко не отличник и не хорошист, но у него такой интерес к орнитологии…. И он понимает — чтобы заниматься наукой, нужно поступить в университет, сдавать экзамены, значит, нужно учиться — это здорово, я думаю.
– А какая мотивация у вас? Что заставляет заниматься этим уже шесть лет?
– Мне бы хотелось, чтобы у нас в крае было больше сохранившихся уголков дикой природы. Еще меня радует, что дети находят себя, что расширяется их кругозор, что они могут общаться с разными людьми.
Мы работаем с сельскими ребятами, и я думаю, все понимают ситуацию в селах. Ребенок и своим родителям не всегда нужен — они вынуждены трудиться день и ночь, чтобы хоть как-то заработать и отправить дочь или сына учиться в город.
Ну, и профориентация, конечно: мы заинтересованы в людях, которые придут нам на смену.
Но и у природы везде должны быть свои люди, поэтому, когда ребята вырастают и выбирают не биологический и географический факультеты, я все равно радуюсь. Потому что дети, которые участвовали в нашем проекте, станут юристами или экономистами, но все равно будут делать все возможное для охраны природы. Это очень важно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости