Новости – Титульная страница
Титульная страница
Бромосеребряный винтаж
Руслан Кривобок/РИА Новости
Как фото мальчика из алтайского колхоза попало на известный аукцион
2 октября, 2015 16:32
4 мин
Жарким июльским утром подросток из обычной советской деревни собирался на работу в поле. День обещал быть не совсем обычным. Еще накануне председатель предупредил, что к ним в колхоз приехал корреспондент из Москвы, и он будет снимать для большой газеты. Фотографа мальчик не боялся. Ему было только интересно посмотреть на фотокамеру. И, конечно, хотелось, чтобы фотограф снял именно его. Шел 37-й год.
Спустя 78 лет в СМИ появилась информация, что один из старейших в мире аукционных домов Sotheby's выставил на продажу черно-белый фотоснимок. В комментариях к фотографии говорится, что сделана она на Алтае в 1937 году и напечатана серебром на старинной фотобумаге. За снимок, размером 28х23 см., установлена первоначальная цена в 1500 фунтов стерлингов.
Редакция «Русской планеты» попыталась выйти за рамки сделанного кадра и вспомнить особенности того времени, когда жил запечатленный на фото мальчик, а также понять, почему ничем не примечательная фотография может стоить практически 150 тыс. рублей.
Автором снимка является фотограф Михаил Грачев, который в то время работал фотокорреспондентом газеты «Известия». По мнению директора Алтайского государственного краеведческого музея Ольги Падалкиной, появление московского репортера на Алтайских полях легко объяснимо.
– В 37-м году Алтай был выделен из состава Западно-Сибирского края. С этим и могла быть связана поездка этого корреспондента, — поясняет Ольга Падалкина. — Вообще снимок интересен тем, что в 30-е годы фотографирование на Алтае не было распространено. Снимали практически исключительно корреспонденты газет и работники краеведческого музея. Любительских снимков очень мало, ведь человек с фотоаппаратом в то время сразу попадал в поле зрения правоохранительных органов. Вот и эта карточка сделана сотрудником известной газеты, наверняка получившим специальное разрешение на работу в колхозе. Да и столичные фотографы в то время были у нас редкостью. Лишь после войны, в годы освоения целины, к нам зачастили московские и ленинградские репортеры, которые оставили много интересных работ.
Аукционный дом Sotheby's выставил на продажу фотографию, сделанную на Алтае в 1937 году. Фото: Sotheby's
Аукционный дом Sotheby's выставил на продажу фотографию, сделанную на Алтае в 1937 году. Фото: Sotheby's
Одним из характерных моментов, отражающих ценностные установки времени, является возраст главного героя фотографии. Участие подростка в масштабных сельхозработах было вполне нормальным. Когда начиналась страда, дома не отсиживался никто.
– Дети и подростки всегда принимали участие в полевых работах. Этому мальчику по виду не меньше 14 лет, а в таком возрасте вообще уже нельзя было сидеть на родительской шее. Причем денег тогда не платили, засчитывали трудодни, — продолжает краевед. — Что касается детского труда, то очень характерна история нашего знаменитого земляка Михаила Калашникова, которую конструктор рассказывал нам, вспоминая о своем детстве. Он ведь родом из деревни и очень гордился, что его с детства приучили к крестьянскому труду. Примерно в 10–11 лет мальчика отдали в соседнюю семью, чтобы боронить поле. Логика тут очень простая. В той семье мужчины были только взрослые, а соответственно — большие и тяжелые. Чтобы боронить, надо сидеть верхом на лошадке, и это должен быть кто-то легкий, поскольку от животного и так требуются значительные усилия. Идеально подходили на такую роль дети. Причем выбирали самых смышленых. Ведь работа эта для ребенка еще и опасная. Можно упасть и попасть под борону. Михаил рассказывал, как сам он сваливался пару раз. Зато семья Калашникова могла рассчитывать, что на какие-то особенно тяжелые работы, когда, например, стога сена надо грузить, на помощь придут взрослые сыновья соседей. Вот такой момент детского наемного труда. С одной стороны, мальчика чуть ли не в батраки отдавали собственные родители, а с другой — это очень рациональная организация крестьянского хозяйства того времени.
На фотографии видно, что уборка сена ведется с помощью тележки с навесными граблями, которая, судя по поводьям и плетке в руках мальчика, впряжена в лошадь. И этот момент тоже можно считать характерным, ведь хотя на Алтае использовали технику уже в 20-х годах, и даже работали две моторно-транспортные станции, тем не менее, более распространенным было использование конной тяги.
– В 37-м году в алтайских колхозах трактора уже не были редкостью, хотя использование лошадей по-прежнему оставалось весьма значительным явлением, — поясняет Ольга Падалкина. — Но алтайские колхозы уже сформировались и, можно сказать, встали на ноги. Когда в 1939 году прошла одна из первых выставок достижений народного хозяйства, в ней участвовали и хозяйства Алтая, показавшие достаточно хорошие урожаи.
– Никакой художественной ценности в этом снимке нет, фотография может быть привлекательна, только как винтаж, — считает фотохудожник Павел Заславский. — Уровень репортажной работы низкий. Нет характерного посыла того времени — «наша страна самая лучшая». Такие фотографы как Виктор Булла, Макс Альперт, Борис Игнатович, Дмитрий Бальтерманц могли сформировать в кадре настроение, поднимающее дух советских людей. А здесь просто так щелкнули. Второй план немного разбавляет скудость сюжета, но все равно нет глубины, нет объединяющего людей взаимодействия. Неясно, зачем сняли эту фотографию.
По словам фотографа, особый акцент аукционного дома, что снимок напечатан серебром на старинной фотобумаге, означает использование обычной в XX веке бромосеребряной баритовой бумаги, не являющейся редкостью. То есть ни художественная сторона, ни используемые материалы не могут считаться здесь ценообразующими факторами.
– Я понимаю так, что оригинальный отпечаток определенного размера более-менее известного фотографа стоит одинаково без учета художественной ценности снимка. Например, работы Евгения Халдея, того самого, что сделал знаменитый снимок «Знамя Победы над рейхстагом», на аукционах продаются по такой же цене, как и фотографии этого малоизвестного фоторепортера.
Впрочем, высокая аукционная стоимость вовсе не означает, что автор популярен у коллекционеров. Работы Михаила Грачева появляются почти каждый год на различных российских аукционах, однако, как сообщают аукционисты, их редко кто покупает.
– Снимки Михаила Грачева выставляются у нас с 2008 года, но мало что из них было продано, — говорит Константин Бабулин, директор портала ARTinvestment.RU, посвященного рынку русского искусства. — Если бы сейчас на наш онлайн аукцион предложили работу этого фотографа, то мы бы ее взяли в диапазоне где-то от 20 до 30 тыс. рублей. Но «Сотбис» и «Кристис» — это отдельная история. Там скорее можно реализовать дорого то, что на других аукционах продалось бы гораздо скромнее.
О самом авторе, Михаиле Грачеве, практически ничего не известно. Та командировка в новообразованный субъект РСФСР была одной из первых в его карьере. Есть информация, что впоследствии у него были гораздо более серьезные задания. Он снимал строительство Большого Ферганского канала и другие значимые стройки. В годы Великой Отечественной войны часто выезжал на Калининский и Западный фронты, бывал в осажденном Ленинграде, на Северном Кавказе. Во время обороны Москвы работал под Волоколамском, Истрой и Тулой.
Нет сведений и о самом подростке, замахивающимся кнутом над оставшейся за кадром лошадью. Но в то солнечное июльское утро незначительный момент из его жизни стал одним из множества документальных свидетельств минувшей эпохи, оцененный, спустя 78 лет, в 1,5 тыс. английских фунтов стерлингов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости