Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Хороший человек вместо эффективного менеджера

Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Протоиерей Сергей Фисун рассказал «Русской планете» о сотрудничестве церкви и школы
Лариса Хомайко
29 октября, 2015 07:02
11 мин
В Барнауле 21 октября состоялись VI Рождественские образовательные чтения Сибирского федерального округа. Это церковно-общественный форум, на котором обсуждались возможности сотрудничества церкви и государственной и негосударственной систем образования. Свой взгляд на то, должны ли священники и педагоги работать вместе, какие задачи сможет решить это сотрудничество и не пострадает ли от этого российское общество, «Русской планете» изложил протоиерей Сергий Фисун, проректор по научной работе Барнаульской духовной семинарии.
– Отец Сергий, сегодня Барнаульская Епархия и Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования подписали новое соглашение о сотрудничестве. Что это может дать?
– До революции сфера начального образования находилась в ведении церкви. Так сложилось исторически, с древности — грамотные люди, как правило, были священниками, псаломщиками, диаконами. И даже когда стали появляться учительские институты, духовные училища продолжали готовить не только священнослужителей, но и учителей.
Наше Барнаульское духовное училище, образованное в 60-х годах XIX века, готовило учителей для Алтайского округа, Кузнецкого округа, Семиреченского округа (Семипалатинск) и Вернинского (Алма-Ата).
Свое педагогическое образование я получал Советском Союзе. Когда мы изучали педагогику, одним из потрясений для меня стали книги Яна Амоса Коменского, создателя классно-урочной системы, известного чешского просветителя, который одновременно был религиозным деятелем. Все его книжки, которые лежали в педагогическом институте, были о Боге, христианстве, о том, что воспитывать детей можно только при помощи христианской культуры. И, конечно, меня потрясли труды Ушинского, который писал, что воспитывать ребенка должны родная словесность, труд и родная вера. То есть, российская школа славилась, прежде всего, нравственной основой, и не случайно все великие ученые в России были нравственными авторитетами.
Должен сказать, что эти традиции продолжались в советской школе, хотя напрямую о Боге там не говорили.
Другой великий педагог, который продолжал нравственные традиции российской педагогики, хотя и не на уровне религии — Сорока-Росинский, прототип Викниксора из «Республики ШКИД». Интересный факт: он трудился у нас на Алтае, жил здесь в эмиграции, был преподавателем педагогического училища в Горно-Алтайске и организовал интернат где-то в районе Бийска. Лет 5–10 назад был даже какой-то документальный фильм о детях, которые жили в этом интернате. Все они стали хорошими людьми. В советское время он тоже получал отрицательные отзывы, у него вообще были определенные соответствия с Макаренко, но если у Макаренко колония и воспитание через труд, то Сорока-Росинский воспитывал беспризорников через национальную российскую культуру, через гуманистические традиции — поэтому у него и школа имени Достоевского.
Фото: Лариса Хомайко / «Русская планета»
Фото: информационный отдел Барнаульской епархии
У нас есть что помнить и чем гордиться. И то, что мы сейчас уходим от этого, хотим воспитать каких-то эффективных менеджеров… Этот технократический подход во многом повторяет советский опыт, только номенклатурных работников сейчас называют эффективными менеджерами.
– А вы думаете, дети и их родители ждут от школы погружения в традиции? Мне кажется, запрос совсем другой.
– Если мы будем честными, то признаем, что в национальных республиках России идет рост национального самосознания. А у русского народа нет никаких структур, которые могли бы нас объединить. Осталась только церковь, и даже на примере Алтайского края мы можем сказать, что у нее есть авторитет.
Конечно, церковь озабочена состоянием общества. Родители сейчас стараются дать детям такое образование, чтобы они были успешными, воспитывают у них лидерские качества. Но раз в обществе есть лидеры, значит, должны быть аутсайдеры, которые им подчиняются? Нет, говорят нам, вы неправильно понимаете, речь идет об активной жизненной позиции. Но мы, родители, часто хотим, чтобы лидерские качества детей были где-то там, а в семье пусть они не будут лидерами, пусть они нас любят. И конечно, никто из нас в перспективе не желает оказаться в доме престарелых.
Почему в самых обеспеченных странах так много случаев эвтаназии? Десятки тысяч людей не имеют смертельных заболеваний, а просто ощущают себя покинутыми, брошенными, поэтому решаются на такую меру. И мы, я думаю, тоже должны понимать, что если и дальше будем двигаться в таком направлении, то и дом престарелых нам даже не должен мерещится, надо настраиваться сразу на эвтаназию.
На эмансипации человека от религиозных догм, на его мнимом освобождении от церкви строилась российская революция. Главный вопрос революции — это не вопрос социализма и не вопрос третьего сословия — об этом Достоевский говорил. Главный вопрос — это вопрос Бога. Бога нет, человек животное, произошел от обезьяны? Можно убивать, устраивать революции.
Такие вызовы сейчас перед нами.
Но не может же школа отрицать теорию эволюции.
– Теория эволюции, кстати, не доказана, но мы не претендуем на изменение научной картины. Задача нашего соработничества со школой — это нравственное воспитание детей, передача им христианских культурных традиций. Мы говорим о христианских ценностях, потому что никаких общечеловеческих ценностей нет. Вся наша европейская цивилизация сформирована христианством.
– Отец Сергий, в советской школе «Основы православной культуры» не преподавали, школа была подчеркнуто атеистской, даже богоборческой, но сейчас многие люди, которые жили в СССР, считают, что именно то общество было более справедливым и нравственным. Как вы это объясните?
– В советской школе воспитывались христианские ценности, просто они назывались по-другому. Культ Великой Отечественной войны, культ героизма, жертвенности — все это остатки христианства. СССР вообще был религиозным государством. Почему, когда из советской воинской части крали знамя, часть расформировывалась? Ну что такое знамя, на взгляд атеиста? Палка, а на ней тряпка… А вспомните, что было бы с ребенком, если б он, например, бороду Ленину пририсовал. Это рассматривалось как кощунство, пренебрежительное отношение к святыне, грех с точки зрения христианства. Это была сфера сакрального. Как Бердяев говорил: иерархии нет только в куче мусора. И эти попытки освободить от нее человека привели к страшному рабству. Сбываются, к сожалению, антиутопии Замятина и Оруэлла, где человек — это ничто.
Протоиерей Сергей Фисун. Фото из личного архива.
– В школах Алтайского края уже пять лет изучают «Основы православной культуры». Расскажите, пожалуйста, об этом.
– В 2002 году Министерство образования издало примерную программу курса, который называется «Основы православной культуры». Возникло очень большое движение против: оппоненты говорили, что все дети у нас перессорятся, что на этой почве возникнет религиозная рознь. Мне показывали журнал «Директор Школы» за 2002 или 2003 год, там было опубликована статья какого-то директора: «Ждите, придет в школу поп, заставит руки целовать». Были опасения, что церковь желает распространения влияния, говорили о клерикализации. Но в чем мы видим клерикализацию российского общества? «Слово пастыря» по телевидению проходит раз в неделю. У священников, повторю, никогда не было желания прийти в школу, все возглавить и начать преподавать Закон Божий. Хотя, с другой стороны, в нашей стране нет ограничения на профессию, и если у священника есть педагогическое образование, то почему он не может преподавать?
– Кто должен преподавать ОПК?
– Верующие педагоги. Обычно за это берется историк либо филолог, но вот в Камне на Оби прекрасный учитель Нина Васильевна Иванова, математик, прекрасный учитель, всеми уважаемый.
Инициатива сотрудничества со школой, кстати, исходит не только от церкви, учителя всегда идут нам навстречу. До тех пор, как пять лет назад курс «Основы православной культуры» был введен в программу официально, на Алтае он факультативно преподавался примерно в 40 школах.
Хотя, когда в 2002 году я первый раз пришел в наше управление по образованию краевой администрации, сказал, что вышла программа, и мы хотели бы поучаствовать, со мной разговаривали из-за порога: «Какое вы имеете к этому отношение?» Но, тем не менее, сказали, что, возможно, наша консультативная помощь понадобится Институту повышения квалификации учителей. И когда там стали проводить семинары, то с Мировой художественной культуры педагоги переходили на занятия по ОПК. Чтобы преподавать предмет, должны быть познания. Священник оканчивает семинарию, академию, православная идеология сейчас даже стала «ВАКовской» дисциплиной. У нас никогда не было желания «проникнуть» в школу, и занятия для учителей священники не проводят, но оказать консультативную помощь мы можем.
К сожалению, в курсе ОПК не были учтены самые главные пожелания церкви, там нет воспитательного компонента, только ознакомительный. Воспитательный потенциал христианства не реализуется. С другой стороны, мы можем сказать, что за пять лет прошли страхи, что ОПК разжигает национальную рознь. Число школьников, изучающих ОПК, в Барнауле поднялось с 5% до 20% — но разве у нас усилился национализм? Нет.
– У нас в крае эта зараза вообще не приживается.
– Всякое бывает. Кстати, почему вообще случаются проявления национальной розни? Я служил в армии уже верующим человеком, и я прекрасно ладил с мусульманами; друг у меня был баптистом, и мы до сих пор сохраняем добрые отношения. У меня есть друг татарин, мы поздравляем друг друга с праздниками: он меня с христианскими, я его с мусульманскими. Мы проводим Православную олимпиаду, и у нас в ней два года подряд побеждали девочки-азербайджанки. Они мусульманки, но они говорят: ислам мы выучим и дома, а здесь мы должны знать культуру русского народа. Я уверен, что если бы я жил в Азербайджане, я бы тоже отдал своих детей изучать основы мусульманской культуры.
Вся национальная рознь происходит из-за комплекса неполноценности, когда человек видит человека другой культуры и чувствует, что не знает ничего ни о нем, ни о себе.
Человек, который на самом деле знает родное и дорожит им, так же уважает другую культуру. Как говорил наш святой праведный Иоанн Кроншадтский: «Ни над чьей верой смеяться нельзя». Здесь не подойдет слово «толерантность», толерантность — это безразличное приятие, тут именно уважение. А человек, вырванный из своей культуры, чувствует неполноценность и хочет вот так, кулаками, доказать, что он не хуже. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ