Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Театр одного психиатра

Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС
В Америке снимут фильм по пьесе барнаульского драматурга
Лариса Хомайко
5 июня, 2015 18:36
11 мин
Александр Строганов, доктор медицинских наук, практикующий врач-психиатр и драматург, рассказал «Русской планете» о счастье жизни в провинции, театральной психотерапии, нелюбви к «Новой драме», и о том, как стать востребованным во всем мире, не выезжая из родного города.
– Кем вы себя ощущаете в жизни: драматургом или доктором?
– Для меня это две параллельно существующие линии. Еще в юности я раз и намертво отказался от мысли брать истории болезни, как некие сюжетные линии. Потом уже начал соображать, что в беседах с пациентами, контактах, невольно напитываешься языком, настроениями, чем-то таким, что потом все равно просачивается в произведение. Но, по большому счету, для меня есть четкая грань: с пациентами и студентами я доктор, а когда сажусь за письменный стол, я литератор. Каждый раз я стесняюсь, когда в моей медицинской жизни всплывает, что я пишу, и мне об этом говорят, или когда в литературной среде пристают с медицинскими вопросами.
Но это касается внешней жизни, внутренне — полная гармония. Я думаю, человек, который занимается литературой, должен знать медицину, во всяком случае, с психиатрией, психологией ему точно надо познакомиться, хотя бы поверхностно.
– Почему вы выбрали психиатрию?
– Мой преподаватель, куратор нашей группы, завкафедрой нормальной анатомии Владимир Александрович Высоцкий сказал: «Отсекай, кем ты точно не хочешь быть, и постепенно выкристаллизуется то, что надо». И к третьему курсу уже все было решено. Я пришел на третьем курсе медбратом в психиатрическую больницу на Луговой и до сих пор оттуда не уходил. И пациенты были интересные, и весь этот мир — он близок мне, понимаете?
– Психотерапевтическое направление, которое вы придумали — трансдраматическая терапия — связано с театром?
– Трансдраматическая терапия — сугубо профессиональная история, с театром она связана постольку поскольку. Меня интересуют скорее отношения мастера и ученика в театральном училище, нежели сцена и законы драматургии. Театральная педагогика перекладывается на отношения врача и пациента. И в том, и в ином случае достигается эффект, потому что происходит коррекция личности. Мастер обучает ученика способам театрального воздействия, и первогодок, который, поступив в театральное училище, бледнеет, краснеет, и совершенно ничего не может, через четыре года в нужном месте плачет, в нужном смеется… Эти театральные системы работают на личностную коррекцию, в чем человечество на сегодняшний день остро нуждается.
– В драматургии вы тоже разработали новый метод, который театральные критики называют парареализмом. Расскажите о нем.
– Есть некая линия, она прослеживается в живописи, в музыке, в литературе. Эта нить никогда не прерывается, другое дело, что ее можно видеть или же нет.
Мои корни растут из Антона Павловича Чехова, потому что из него вырос театр абсурда. Русский психологический театр в сочетании с парадоксальностью, заложенной в изящной словесности, начиная с Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Шукшина до Нины Садур, музыкальность, умение работать с диалогом, со словом — вот тот материал, который мне был всегда интересен, тот воздух, которым я дышу. Жуткие вещи можно рассказывать таким образом: на сцене происходят какие-то незаметные взаимоотношения, но на каком-то этапе у зрителя мороз начинает бежать по коже от того, как суть вещей начинает проступать сквозь, казалось бы, неприметные монологи. Вот такой психологический театр — это было всегда интересно.
Александр Строганов. Фото: stroganow.ru
Александр Строганов. Фото: stroganow.ru
Параллельно с этим существовала такая линия, которая пошла с французской новой волны 60-х годов. У нас в театре этим занимался Ефремов. Когда литературные герои, персонажи на сцене разговаривали в проброс, и, казалось бы, незначительные какие-то детали становились очень значимыми и глобальными. Это живое собеседование, не натужное, не выстроенное по каким-то законам, придавало психологическому театру новое качество. Это открывало колоссальные перспективы, если мы говорим о фантастическом реализме, изящной словесности, психологическом театре. И вот это три кита, из них начали рождаться великие вещи. Последнее имя, рожденное до Коляды — Нина Садур. Все. И после этого что-то сломалось, видимо, что-то разрушилось в обществе. Всплыла вот вся эта муть...
– Это вы о «новой драме»?
– Термин странный сам по себе, что значит «новая драма»? Все, что написано современниками, и есть новая драма. Авторы очень разные. Некоторое время назад мне было предложено составить альманах для издательства из Германии. Собирал с миру по нитке: у меня были русские драматурги из Израиля, Америки, наши ребята…
Современная драматургия предлагает большой выбор, начиная со стилистики и заканчивая темами. Была великолепная библейская драма, и вещи, написанные в манере Теннеси Уильямса. Другое дело, что на сегодняшний день мы имеем дело с достаточно долгим феноменом современного театра, который находится в контексте учения Коляды.
Что это такое? Максимум политизированности и эпатажности при минимуме вкуса, владения языком и так далее. Во главу угла поставлен натурализм, хождение в народ. По большому счету, это напоминает мне опыты крестьянских, пригородных авторов в период революции, которые хотели расправиться с мирискусниками и утвердить это синеблузое, довольно простое в исполнении, не претендующее на особый психологизм и философскую подачу направление. Пусть они существуют, но нельзя только то, что является 5% от общего литературного потока, делать светом в окошке: только это хорошо, потому что прогрессивно и современно. Могу сказать, что ренессанс наступит когда-нибудь.
– Как получилось, что вы, практически не выезжая из Барнаула, стали известным в мире драматургом?
– Я занимался в молодежных театрах, в театре «Плот» Ирины Свободной, потом у меня был свой театр-мастерская, где мы читали Беккета, Ионеско — пьесы, которые во времена моей юности считались запрещенной литературой, пытались писать стихи… Многие потом благополучно ушли в реальную жизнь, а я так и задержался в своем юношеском развитии, продолжаю этим заниматься. Ну, и у меня было много друзей в Москве, связанных с театром, я много общался в этой среде. А потом, это дело случая, в искусстве случай — великая вещь. Я уверен, что в мире, в России много талантливых, одаренных людей, чьи произведения никто никогда не увидит. Есть промысел Божий.
– Что важнее для творчества: характер или талант?
– Вообще, творчество — это не характер и не талант, это болезнь. Это я говорю в какой-то степени даже как доктор. Потому что это безусловная зависимость. Человек, который однажды почувствовал сладость момента, когда он ставит точку и говорит: все, сегодня я закончил какой-то кусочек, или маленький рассказ, или огромный роман, пьесу или стихотворение — испытал ни с чем несопоставимое ощущение. Потом он по-разному может относиться к этой секунде. Но переживается она очень ярко. Хорошо об этом рассуждать человеку, когда его все знают и у него постановки по всему миру, но дело-то не в этом. Бывали моменты, когда казалось, что все, что я пишу, никому не нужно, а болезнь оставалась такой же сильной.
– Ваш опыт показывает, что даже в наше время художник может жить в провинции и создавать настоящие вещи.
– Так всегда и было. Здесь же ведь гораздо больше возможностей для писания. Представьте себе, что такое ритм в Москве и Петербурге: открыл глаза — утро, закрыл — вечер, все происходит одноминутно. А здесь люди даже ходят не спеша, есть возможность сосредоточиться, сконцентрироваться, работать по воле и желанию. Жить в провинции — колоссальное счастье для человека, который всерьез занимается творчеством, а не думает только о том, как бы показать себя.
Со мной, в частности, происходит такая вещь: нет стремления бежать куда-то за славой, продаваться, тусоваться, заявлять о себе. Наступили внутреннее умиротворение и покой. Сам процесс писания доставляет мне колоссальное, ни с чем не сравнимое наслаждение, гораздо большее, чем публичность.
– Однако ж вы востребованный драматург.
– Это вне моей воли. Я сижу здесь на месте, правда, появился интернет, и пара-тройка постановок, действительно, была связана с интернетом. А обычно это происходит само по себе. Звонок, обычно почему-то ночью, часа в два-три: вот, мы загорелись, какие у вас условия. Это волнительный момент и, конечно, приятный. С другой стороны, много других моментов я живу без этого звонка и ничего, не помираю. Есть огромное количество других задач.
– Сейчас у вас опять проект с американцами?
– Там у меня все больше и больше знакомых, и один актер открыл свой большой русский театральный центр. Они начали ставить мою «Чайную церемонию», на репетиции оказался кинорежиссер из наших эмигрантов. Он собрался снимать по ней кино, мы с ним подписали контракт. Еще есть какие-то вещи, я стараюсь о них не думать и не говорить, потому что будет — хорошо, нет — так нет. Раньше ждал, и часто срывалось, а сейчас ничего не жду, и оно глядишь нет-нет, да и случается.
– Александр Евгеньевич, когда вы пишите пьесу, вы представляете спектакль?
– Вот эти коробочки по Булгакову? Ничего такого нет, я не хочу загоняться ни в какие рамки. Но зато я и не борюсь с режиссерами за каждое слово. Я знаю, что пьеса и спектакль это два разных произведения искусства. Пьеса — для чтения. По большому счету меня никогда не занимал сюжет. Тот хаос, из которого вырастает поступок, гораздо интереснее, чем сам поступок. Как написал про меня один критик, «его драматургия маргинальна как по отношению к социалистическому режиму, так и по отношению к новой драме». Ни туда, ни сюда. Не в формате. Поэтому великая благодарность режиссерам, которые берутся за мои пьесы. Я пишущий человек, которому повезло.
СПРАВКА:
Александр Строганов — драматург, поэт, писатель, член Союза писателей, Союза литераторов России. Доктор медицинских наук. Профессор кафедры психиатрии Алтайского государственного медицинского университета.
Создал оригинальное направление в психотерапии — трансдраматическую терапию. Более 30 лет занимается литературной деятельностью. Его пьесы ставили по всему миру — в Москве, Санкт-Петербурге, Сан-Франциско, Нью-Йорке. Автор более 50 пьес. В 2008 году в издательстве «Наука и техника» (СПб) вышла книга А. Строганова «Психотерапия на базе театральных систем», в 2011 — в издательстве «LAP-Lambert» (Германия) монография «Трансдраматическая психотерапия». 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ