Новости – Общество
Общество
«Я часто бываю ребенком»
Дети помогают Ирине Цхай развивать ее сказки: например, читатели придумали песню для ее персонажа — маленькой Радуги. Фото из личного архива.
Сказочница Ирина Цхай рассказала РП, как она придумала дедушку Стаканчика, записала первую историю на Рождество и стала музой Андрея Вознесенского
14 января, 2016 16:42
10 мин
Барнаульская писательница Ирина Цхай получила Гран-при конкурса издательства «Союз писателей», и теперь по ее сказке «История знаменитого Мышонка» будет снят мультфильм. «Русская планета» поговорила с Ириной о сказках, детях, творчестве и любви.
– Ирина, расскажите, пожалуйста, про конкурс и сказку, которая будет экранизирована.
– Издательство «Союз писателей» каждый год проводит конкурс «Новые сказки». Главное условие, чтобы сказка была интересна детям, и чтобы ее можно было экранизировать. А экранизация, наверное, мечта любого писателя.
Конкурс относится к разряду именно литературных, никакими «лайками» там не поможешь: работает жюри, в котором серьезные писатели скрываются под псевдонимами вроде «Хозяйка Медной горы». Я отправила туда несколько сказок, все они прошли во второй тур, а «История знаменитого Мышонка» получила Гран-при.
Мои сказки понравились жюри тем, что у меня нет отрицательных героев. Это не характерно для сказок. Они, как правило, строятся на контрастах, кто-то плохой, кто-то хороший, добро побеждает, плохие наказаны — такой дидактический момент. В моих сказках отрицательных героев нет вообще, как нет и ярко выраженного динамического сюжета. События — это не главное. Поэтому мои сказки интересны людям всех возрастов: недаром я их обозначила как сказки для маленьких и больших.
Мои сказки понравились жюри тем, что у меня нет отрицательных героев. Это не характерно для сказок. Они, как правило, строятся на контрастах, кто-то плохой, кто-то хороший, добро побеждает, плохие наказаны — такой дидактический момент. В моих сказках отрицательных героев нет вообще, как нет и ярко выраженного динамического сюжета. События — это не главное. Поэтому мои сказки интересны людям всех возрастов: недаром я их обозначила как сказки для маленьких и больших.
«История знаменитого Мышонка» такая: жил был маленький мышонок, который мечтал написать большую книгу. Он хотел, чтобы все ему хлопали и говорили: «Надо же, какой маленький, а какой умный». Но о чем писать, он не знал. В результате Мышонок понял, что ему нужно писать о своих друзьях.
…И тут Мышонок радостно рассмеялся. <…>Он стал вспоминать всех своих друзей и писать, какие они хорошие, добрые, заботливые, веселые, умные, находчивые, отзывчивые, ловкие, умелые, смелые, и каждый из них — настоящий друг!
– Почему вы начали писать сказки?
– Потому что у меня родился сын. До этого я сказок не писала никогда: в детстве сочиняла сценарии для игры в куклы, в отрочестве писала стихи, когда влюблялась. А когда родился ребенок, я стала придумывать и записывать сказки просто для себя. Первое официальное признание они получили через восемь лет — я стала лауреатом Всероссийского конкурса, в котором председателем жюри был Эдуард Успенский. В конкурсе участвовали тысячи человек, но было всего пять лауреатов, причем трое из Москвы и Санкт-Петербурга, а из провинции только Валентина Дегтева — она тогда жила в Омске, и я. А моя сказка про гордую сливу была прочитана на Радио России.
– Потому что у меня родился сын. До этого я сказок не писала никогда: в детстве сочиняла сценарии для игры в куклы, в отрочестве писала стихи, когда влюблялась. А когда родился ребенок, я стала придумывать и записывать сказки просто для себя. Первое официальное признание они получили через восемь лет — я стала лауреатом Всероссийского конкурса, в котором председателем жюри был Эдуард Успенский. В конкурсе участвовали тысячи человек, но было всего пять лауреатов, причем трое из Москвы и Санкт-Петербурга, а из провинции только Валентина Дегтева — она тогда жила в Омске, и я. А моя сказка про гордую сливу была прочитана на Радио России.
…Федя никогда в жизни не видел слив. Он спросил, затаив дыхание:
– Здравствуйте, вы кто?
Слива смутилась и сказала:
– Я — Дыня…
И, помолчав, добавила:
– Ну, только маленькая.
А, подумав еще, совсем тихо уточнила:
– Сливой зовут.
– Здравствуйте, вы кто?
Слива смутилась и сказала:
– Я — Дыня…
И, помолчав, добавила:
– Ну, только маленькая.
А, подумав еще, совсем тихо уточнила:
– Сливой зовут.
Но это было давно, 15 лет назад. И мне приятно, что и через 15 лет мои сказки побеждают в крупных конкурсах.
– Как придумываются сказки? Что в это время происходит со сказочником?
– Абсолютно все сказки писались не так, как пишется взрослая проза, когда появляется идея, придумывается сюжет, подбираются герои… Сказки я записываю. Можно сказать, что они оказываются на бумаге, минуя мою голову, я работаю как приемник. Например, я сижу за столом, взгляд упал на детский стаканчик — я записала сказку про то, как стаканчик долго не мог понять, кто он, и решил быть просто дедушкой, который водит в детский садик кофейную ложечку и рассказывает сказки вилкам.
По образованию я биолог, у меня осталась привычка естествоиспытателя датировать все свои записи, и благодаря ей я вижу, что этот сказочный поток всегда приходит в рождественские дни.
По сказке «История знаменитого Мышонка» будет снят мультфильм. Иллюстрация читателя.
По сказке «История знаменитого Мышонка» будет снят мультфильм. Иллюстрация читателя.
…Улитка была старенькая и неповоротливая. Вдруг прилетел на ветку Скворец и решил склевать Улитку, но она взмолилась:
– Исполни мое последнее желание! Это мечта моей жизни!
– Ладно, – сказал Скворец. – Исполню. Но потом все равно съем. Говори, чего ты хочешь?!
– Научи меня летать!
Делать нечего, слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Стал Скворец учить Улитку подпрыгивать — получилось. Потом Улитка научилась с ветки на ветку перепархивать, а затем долетела до соседнего дерева!
Скворец был страшно доволен и не собирался есть свою ученицу.
– Моя школа! — гордо заявил Скворец, глядя в небо.
– Исполни мое последнее желание! Это мечта моей жизни!
– Ладно, – сказал Скворец. – Исполню. Но потом все равно съем. Говори, чего ты хочешь?!
– Научи меня летать!
Делать нечего, слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Стал Скворец учить Улитку подпрыгивать — получилось. Потом Улитка научилась с ветки на ветку перепархивать, а затем долетела до соседнего дерева!
Скворец был страшно доволен и не собирался есть свою ученицу.
– Моя школа! — гордо заявил Скворец, глядя в небо.
Что касается детских стихов, то это тоже не эмоциональная проработка впечатлений, как у взрослых поэтов. Детские стихи пишутся сами, и только в том состоянии, когда хочется прыгать на одной ножке: приходит ритм, на него нанизываются слова.
Я по радуге дуге
На одной скачу ноге
Если очень захочу
Я до солнца доскачу.
На одной скачу ноге
Если очень захочу
Я до солнца доскачу.
У Чуковского есть такая формула: детский писатель должен быть счастлив. Я счастливый человек, но пишу и для взрослых, на днях выйдет моя новая книжка, которая будет включать юмористические автобиографические рассказы и стихи. Я пишу не только сказки, но я, наверное, по сути своей сказочница — я мечтательница и большая фантазерка. Я сама очень часто бываю ребенком.
– Расскажите про свои произведения для взрослых.
– Я начала пробовать себя в драматургии, и одна моя пьеса написана для подростков и молодежи, она называется «Поэма о Герде и Кае. XXI век». Она принята к постановке в театральной мастерской «Homo Artisticus» при АлтГУ молодым режиссером Татьяной Стибуновой. Скоро начнутся репетиции, я очень волнуюсь и радуюсь.
– Это про любовь?
– Я начала пробовать себя в драматургии, и одна моя пьеса написана для подростков и молодежи, она называется «Поэма о Герде и Кае. XXI век». Она принята к постановке в театральной мастерской «Homo Artisticus» при АлтГУ молодым режиссером Татьяной Стибуновой. Скоро начнутся репетиции, я очень волнуюсь и радуюсь.
– Это про любовь?
– Про любовь, конечно, но сверхзадача этой пьесы — профилактика суицида у подростков и молодежи. Мне очень хочется поделиться своей системой мировоззрения, которая стала для меня постоянным источником оптимизма — что бы ни происходило, куда бы ни валился рубль, и в каком бы состоянии не пребывала лично я.
Я не люблю, когда старые сюжеты переворачивают с ног на голову; с другой стороны, со времен Шекспира количество сюжетов не увеличилось. У меня Герда и Кай уже не дети, они счастливые влюбленные, но их разлучает внезапная смерть Герды, чего не переживает Кай. Но если Герда уходит не по собственной воле, закончив, видимо, свои жизненные дела, то Кай уходит преждевременно. И Герде снова предстоит пройти большое испытание: удержать от самоубийства нескольких людей на Земле, чтобы спасти душу Кая.
Герда: Но вот скажи, мы сразу ходить учимся? Мы падаем, встаем, а потом уже ходим и бегаем! Мы даже ходить учимся, даже ложку держать… А уметь по-настоящему любить куда сложнее. Вот и дается вам первая неразделенная любовь — острая, пронзительная болью своею, продирает до самых печенок, наизнанку вывернет… Шепчет: «Видишь, что могу я с душою сделать! Сила во мне бесконечная… А если я еще и взаимной буду! Вы же вдвоем горы свернете! И ничто во всей Вселенной вам не в силах будет помешать… Найди меня, свою настоящую Любовь! Я этого стою!»
– Как вам кажется, дети всегда понимают, что вы хотите им сказать своими сказками?
– Дети воспринимают сказки именно так, как их воспринимаю я. У детей никогда не возникает вопросов, которые зачастую появляются у взрослых. И еще мои сказки побуждают детей на творчество, и я очень этому радуюсь. Причем, они не только рисуют иллюстрации, они, например, пишут стихи для моих героев. У меня есть сказка «Поющая радуга», про маленькую Радугу, у которой было всего два цвета, красный и синий, и доктора не могли ей помочь, хотя и прописывали разноцветные ванны. Ее никуда не пускали, чтобы она не позорила радуг своей двуцветностью, но она сочинила песенку, которая так понравилась маме, что мама разрешила ей заниматься в музыкальной школе.
И вот настал день Великого Весеннего Концерта. Маленькая Радуга должна была исполнить песню собственного сочинения. Сначала ей было очень страшно, но потом она собралась с духом и спела так хорошо, что все остальные радуги громко захлопали в ладоши и закричали: «Браво! Браво! Молодец!»
Маленькая Радуга засмеялась от счастья, и вдруг на глазах у всех у нее появились недостающие цветные полоски!
Маленькая Радуга засмеялась от счастья, и вдруг на глазах у всех у нее появились недостающие цветные полоски!
Я пыталась придумать песенку для этой радуги, у меня не выходило. Ее придумал один юный читатель из Мамонтовского района.
Книга о Радуге. Фото: Лариса Хомайко / «Русская планета»
– Все дети — чудесные люди, откуда, по-вашему, берутся неприятные взрослые?
– Я убеждена, что человек есть душа, а тело — это инструмент для познания мира. Чтобы жить на земле по земным законам, душа вынуждена забывать, как она жила там, где ее родной дом. А дети просто пока не до конца это забыли…
– Правда, что Андрей Вознесенский написал про вас в одном из своих стихотворений?
– Когда Андрей Вознесенский приезжал в Барнаул, я принадлежала к окололитературной среде. Мой муж был поэтом, а я так — пописывала, и была при муже, мне было интересно общаться с творческими людьми. Мне посчастливилось побывать на выступлении Вознесенского в одном из наших Дворцов культуры, потом мы увезли его в свою литературную студию «Родник». Мы читали свои стихи, разговаривали, а потом он прислал в Барнаул три подписанных экземпляра книги с «Барнаульской буллой», один из них — мне. Про меня там вот эти строки:
Ирина кореянка
мелькала, как палочка Карояна,
со взглядом, настоянном на корне золотом.
Ирина кореянка
мелькала, как палочка Карояна,
со взглядом, настоянном на корне золотом.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости